yurist 77 logo

Юрист-77.ру

  • Юридические услуги;
  • Большая команда специалистов;
  • Бесплатная юридическая консультация;
  • Москва и область;
  • Юридические статьи.

График работы

пн-пт: с 9:00 до 21:00
сб-вс: с 10:00 до 18:00
тел.: +7 (968) 478 11 45

О социально-правовой защите несовершеннолетних

Стратегической базой улучшения положения детей в Российской Федерации является повышение уровня жизни населения на основе модернизации экономики и развития социальной сферы страны. Правительство Российской Федерации, органы власти субъектов Федерации уделяют этой задаче повышенное внимание. 

Благодаря осуществлению последовательных мер, значительному улучшению   финансирования   социальной   сферы   и   мероприятий государственной политики в интересах детей, удалось добиться определенных положительных результатов в этой области. 

На межведомственной основе разработан проект основных направлений государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 года ( Национальный план действий в интересах детей в Российской Федерации). Проект ориентирован на поэтапное последовательное решение наиболее важных задач жизнеобеспечения, защиты прав и законных интересов детей совершенствование механизмов их обеспечения, выработку и реализацию единых приоритетов социальной политики в интересах детей на всех уровнях власти. В качестве главных направлений определены: обеспечение охраны здоровья и повышения качества медицинского обслуживания детей; развитие образования и воспитания детей; улучшение экономических условий жизнедеятельности детей; повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах.

На сегодняшний день проблемы детства приобрели характер национальной катастрофы. Сейчас в России детская смертность в полтора раза выше, чем в среднем в мире. Остро встают вопросы образования, которое становится не доступным  для детей из малообеспеченных семей. Процветает насилие над детьми, в том числе сексуально. Все большую огласку получают возмутительные случаи торговли детьми для трансплантации органов или вовлечения их в порнобизнес.

Причины детской преступности - социальная нищета и жестокость нынешнего общества. 69,6 процента семей с детьми находятся за чертой бедности. Они не живут а существуют. Но именно поэтому важно чтобы все граждане знали свои права, чтобы помнили, каждый чиновник назначенный или избранный на свою должность обязан помогать людям. Дети должны с пеленок осознавать себя личностью, должны знать о своих правах и уметь их отстаивать. Только в этом случае наше общество со временем измениться, станет более гуманным, справедливым и демократичным. Поэтому необходима разработка и принятие федеральной целевой программы правового просвещения и образования.  Необходимо преподавать во всех учебных заведениях курс прав человека

Для совершенствования законодательства необходимо провести ревизию 130 законов, затрагивающих защиту прав и интересов ребенка, и создать кодифицированный закон России, который стал бы Детской конституцией.

Особую озабоченность вызывает рост детской безнадзорности и беспризорности на фоне продолжающихся сокращения численности населения России и уменьшения рождаемости.

Беспризорные дети не в состоянии самостоятельно реализовывать свои конституционные права на полноценную жизнь, охрану здоровья, образование, другие права. Эту функцию должно выполнять государство. У беспризорных и безнадзорных детей, лишенных заботы родителей, общества и государства, вырабатывается стереотип   противоправного  поведения, отчуждение от общепризнанных духовно-нравственных  ценностей и жизнеутверждающих ориентиров.

Безнадзорность и беспризорность детей являются питательной средой для роста наркомании и преступности в стране, а с учетом численности безнадзорных и беспризорных детей (по экспертным оценкам - до 3 млн. человек) представляют реальную угрозу национальной безопасности России.

Эти негативные явления в их совокупности могут стать фактором усиления   социально-политической   напряженности   в   государстве, препятствовать его экономическому и социальному развитию.

Семейная политика на областном уровне понимается как  последовательно предпринимаемые шаги по разработке и реализации на уровне региона нормативно-правовой базы и конкретных социальных программ, реально облегчающих жизнь семьям области, укрепляющих духовно-нравственные основы и ценности семьи и обеспечивающих защиту прав и интересов детей.

Для создания действенной системы по профилактике безнадзорности и правонарушений необходимо:

  • Активизировать информационно-просветительскую  работу, раскрывающую ценность семьи как основы социализации и нормальной жизнедеятельности личности, а также организовать производство фильмов, телепрограмм и телепередач информационно-образовательного и образовательно-развлекательного  характера, выпуск книг,  брошюр плакатов, направленных на формирование у детей, подростков и молодежи  духовно-нравственных качеств, воспитание патриотизма.
  • Исключить внедрение средствами массовой информации в сознание несовершеннолетних культа жестокости и насилия пропаганду наркомании, алкоголизма,  сексуальной распущенности, обеспечить государственных заказ средствам массовой информации на систематическую рекламу здорового образа жизни.
  • Принять комплекс мер по улучшению положения семьи и детей, в том числе внедрение модели адресной социальной помощи семьям,  воспитывающим детей, оказание помощи малообеспеченным семьям в размерах, обеспечивающих необходимый уровень содержания и воспитания детей;
  • Разработать и ввести в действие реальные механизмы квотирования рабочих мест для несовершеннолетних, предусмотрев это в проекте Трудового кодекса Российской Федерации.
  • Разработать и внести на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации  проект федерального закона о социальной помощи несовершеннолетним, освобожденным от уголовного наказания  и их мест лишения свободы.
  • Учредить пост Федерального комиссара РФ по защите детства (Уполномоченного по правам детей), то же на региональном уровне. За последние 15 лет Службы Уполномоченного по правам  детей созданы более чем в 30 странах. Очевидно, что без создания такого специального «рупора» интересов 36 млн. детей России наша страна не сможет реализовать на практике принципы Конвенции по правам ребенка. Необходимо отметить, что с  начала 1998 г. в 5 регионах России – в рамках эксперимента, проводимого Министерством труда и социального развития при поддержке Детского фонда ООН, - учреждены региональные Уполномоченные по правам ребенка.
  • Необходимо создать контролирующую общественную инспекцию. Традиционные системы контроля за соблюдением прав детей в детских учреждениях – вышестоящими  органами, то есть по исполнительской  вертикали, и прокурорских надзор – не всегда  могут обеспечить действенную защиту прав детей, предотвратить насилие, унизительное обращение и т.п. Единственным эффективным способом защиты воспитанника детского учреждения могут быть назначение определенного числа независимых общественных инспекторов, наделенных исключительным правом входить в учреждение без предупреждения, правом общения с воспитанниками без свидетелей, правом доступа к документации и т.п. Наблюдателям должно быть дано право присутствовать на заседаниях тех или иных государственных органов, полномочных решать судьбу ребенка. Контролирующие  органу могут назначаться депутатами Федерального, а в субъектах Федерации – регионального, представительного органа власти. Предлагаемая система контроля позволит реально включить гражданское общество во взаимодействие с государством; ее функционирование не требует бюджетных ассигнований.
  • Принять закон «О ювенальной  юстиции». Восемнадцать лет назад Комитет ООН по правам ребенка в своем Заключении на первый государственный  периодический доклад РФ рекомендовал создать систему специализированной детский юстиции.
  • Учредить Федеральный Совет по проблемам детства и региональные советы по проблемам  детства – межведомственные органы,  призванные преодолеть ведомственную разобщенность, координировать социальную и коррекционно-реабилитационную работу различных министерств,  департаментов, государственных и негосударственных учреждений, которые сегодня не способны действовать  согласованного  и оказывать  эффективную помощь конкретному ребенку. В отличие от Службы Федерального комиссара (Уполномоченного по правам ребенка) и от Общественных инспекторов, обладающих исключительно контрольными полномочиями, Федеральный  и региональные советы по проблемам детства должны обладать  распорядительными функциями  и управлять финансированием – определять бюджетные средства, выделяемые на специализированные программы (например, президентская программа «Дети России»). В соответствии с мировой практикой распределение средств  должно осуществляться через систему государственного социального заказа на конкурсной основе и на равных основаниях – как  государственным, так и негосударственным  организациям, оказывающим помощь детям.
  • Преобразовать нынешние Комиссии по делам несовершеннолетних в Комиссии по защите прав несовершеннолетних с существенным расширением их возможностей и полномочий и освобождением  их от функций административного правосудия.
  • Необходимо создание во всех 84 регионах России специализированных Центров усыновления и Центров социально-психологической помощи ребенка и семье, призванных реализовать  приоритетный принцип проживания ребенка в семье – с родителями или опекунами,  - словом, в семьях, способных осуществлять необходимую  профилактическую и коррекционно-реабилитационную работу.
  • Главам администраций субъектов Российской Федерации, мэрам Москвы и других городов России издавать распоряжения о размещении в  городах РФ специальных плакатов и объявлений, в которых была бы дана полная  информация о том, куда ребенок, нуждающийся   в помощи, может обратиться в любой момент. Расклейка объявлений, адресованных  детям, практикуется во многих странах, но, к сожалению, пока не в России.
  • Ввести в штат КДН и ЗП должность педагога, который профессионально будет оказывать  педагогическую поддержку детям, подвергшимся жестокому насилию, как в семье, так и вне ее.

Интересное

  • 1
  • 2
  • 3


Напишите нам: admin@yurist-77.ru

Чтобы получить бесплатную юридическую консультацию или задать интересующий Вас вопрос — напишите нам на вышеуказанный адрес электронной почты. В письме не забудьте указать номер телефона.

+7 (968) 478 11 45

  • юридические услуги;
  • запись к юристу/адвокату;
  • бесплатная юридическая консультация по телефону;
  • прочие юридические вопросы.