yurist 77 logo2

О реформе контрольно–надзорной деятельности

Главной новостью в текущем 2019 году стало то, что кардинальным образом меняется законодательство в отношении бизнеса и граждан. Перестройке и совершенствованию подлежит контрольно–надзорная деятельность (КНД), осуществляемая различными органами.

Как сообщается на сайте Правительства РФ, подготавливается новый федеральный закон о контрольно–надзорной деятельности, в который будут включены понятия объектов и предмета контроля, что очень важно для понимания механизма КНД.

Реформирование стало необходимым в связи с тем, что требования, подлежащие проверке контрольно–надзорными органами на сегодняшний день, уже устарели, поскольку введены еще во времена СССР. А исполнение этих требований находится на низком уровне. Так, доля проверок, в ходе которых были выявлены нарушения, составила в 2016 году 61%, в 2017 году – 59% и в 2018 году – 57%.

На фоне существенных расходов на обеспечение КНД, которые составили в 2018 году 237,39 миллиарда рублей, эти показатели свидетельствуют о низкой эффективности государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Попытки изменить существующий порядок контроля и надзора за деятельностью бизнесменов, от мелкого предпринимателя до крупной корпорации, и граждан были еще в 2017 году, когда Минэкономразвития пыталось внести в Государственную думу РФ законопроект о контроле и надзоре.

Как сказал Константин Анатольевич Чуйченко, законопроект, с точки зрения юридической техники, больше был похож на «сборник взглядов».

Тогда проект нужно было дорабатывать, и существенные правки были внесены уже в 2019 году.

В целом законопроектом предусмотрено определение и законодательное закрепление обязанности соблюдения требований. Эти требования, в свою очередь, установлены нормативными правовыми актами (НПА) в различных областях, в том числе и международными.

Объектами КНД являются деятельность организаций и граждан, за исключением некоторых видов деятельности, и любой из объектов материального мира включая здания, растения, животных и др. При этом объекты подлежат проверке только в том случае, если в процессе их пользования или осуществления может быть нанесен вред охраняемым ценностям.

Например, в рамках КНД осуществляется проверка соблюдения гражданами и организациями санитарно–эпидемиологических норм.

Новые инструменты контрольно–надзорной деятельности

Одним из нововведений, предусмотренных в законопроекте, станет расширение перечня инструментов КНД. На сегодняшний день предусмотрены только проверки, в том числе и внеплановые. И то, учитывая ограниченность оснований для них, контроль–надзорные органы часто применяют предпроверочные мероприятия, которые, по сути, оказываются проверками, отмечает глава Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин.

Кроме того, как отметил замминистра Минэкономразвития России Савва Шипов, в рамках проверки органы имеют право запрашивать любые документы, осматривать помещения, что затрудняет ежедневную текущую деятельность предпринимателя.

Поэтому новыми контрольными инструментами станут:

– рейд – может производиться оценка соблюдения требований по использованию объектов контроля;

– инспекционный визит – инспектор может приехать на осмотр и исследование объекта, а также с целью опроса руководителя организации или гражданина;

– выборочный контроль – для проверки соблюдения требований инспектор может изымать образцы продукции;

– мониторинговая закупка – полученный в результате закупки товар или оказанную в этом процессе услугу инспектор направляет на экспертизу или исследование качества оказанных услуг или работ;

– контрольная закупка – отличается от мониторинговой тем, что в этом случае оценке подлежит соблюдение требований по продаже товаров или оказанию услуг;

– выездное обследование – инспектор может выехать на объект для визуального осмотра без взаимодействия с контролируемым лицом.

Использование каждого из инструментов должно отражаться в информационной системе КНД.

При этом для проведения, например, внеплановой проверки, потребуется наличие одновременно нескольких оснований, исходя из индикаторов риска. Такие индикаторы должны будут устанавливаться подзаконными актами, то есть актами соответствующих ведомств.

Превентивные меры

Особое внимание в законопроекте уделено профилактике рисков причинения вреда при использовании объектов контроля, а также стимулированию добросовестности контролируемых лиц.

К методам, которые обусловят указанные меры, законопроект относит негосударственные формы контроля и добровольный мониторинг.

Негосударственные формы контроля предусматривают страхование рисков причинения вреда (ущерба), подтверждение исполнения требований независимыми организациями или СРО для конкретной сферы деятельности.

В качестве добровольного мониторинга предусмотрено соглашение контролируемого лица (организации или гражданина) с органами КНД в отношении осуществления наблюдения за лицом при помощи технических средств. То есть организация или ИП дают разрешение на то, чтобы на предприятии или в магазине были установлены, например, видеокамеры с целью постоянного мониторинга деятельности и соблюдения требований. Эти лица освобождаются от плановых проверок.

Эффективность деятельности органов

Одним из значимых моментов в законопроекте является и то, что меняются критерии эффективности и результативности работы контрольно–надзорных органов. Так, если сейчас эффективность измеряется количеством проверок и взысканных штрафов, то посредством законопроекта планируется привести оценивание деятельности органов КНД к модели на основе управления рисками. Порядок оценки устанавливает Правительство РФ.

В планах также внедрение ряда принципов деятельности органов КНД, среди которых значатся соразмерность вмешательства и недопустимость множественного контроля. То есть запрещается проводить проверки сверх установленного объема требований, а также нельзя в отношении одного и того же лица проводить проверку соблюдения одного и того же требования разными органами КНД.

Реформа в сфере труда

В рамках подготовки законопроекта деятельность некоторых объектов выпала из контрольно–надзорных мероприятий. Например, оперативно–розыскные, валютный, налоговый, таможенный виды контроля, в том числе фитосанитарный и другие, надзор со стороны Центрального банка РФ, ФСБ и других органов, и еще много исключений.

В перечень исключений Минтруд предлагает внести трудовые отношения. По мнению министерства, проведение реформы в этой области может создать ряд проблем. Так, отмена многих требований в сфере труда вызовет необходимость их повторного утверждения без изменения текста. Это связано с тем, что некоторые НПА даже советских времен, с поправкой на некоторые аббревиатуры, актуальны и сегодня.

Кроме того, как заявил Максим Топилин, глава министерства, отмена актов, которые содержат гарантии для ряда категорий работников, потребует принятие компенсаторных актов, призванных поддерживать тот же уровень гарантий. Включая тот момент, что гарантии базируются не только на Конституции РФ, но и на международных документах, такая работа займет очень много времени.

Это касается, например, таких документов, принятых еще в СССР, в которых прописаны районные коэффициенты, а также перечень профессий, с учетом которых происходит назначение пенсии по старости.

Также в законопроекте ничего не сказано о ведомственных актах Минтруда РФ, которые устанавливают важнейшие принципы по охране труда и индивидуальной защите.

Минус законопроекта для сферы трудовых отношений состоит и в том, что согласно проекту федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» (сформированного на основании принятого закона о КНД) запрещаются проверки организаций по обращениям граждан и профсоюзов.

А между тем, на основании 463 тысяч таких обращений в 2018 году было оформлено согласно законодательству 10 тысяч трудовых договоров, а также взыскано заработной платы на сумму более 13 миллиардов рублей.

В итоге, в отмене и срочном пересмотре законодательства сфера трудовых отношений не нуждается, считает министр, поскольку с 2013 года и так обновлено около 30% объема законодательной массы в области труда.

Таким образом, это предложение еще будет рассмотрено в рамках работы над законопроектом.

В целом, закон должен быть принят, по словам замминистра Минэкономразвития РФ, до конца 2019 года. С учетом запланированного переходного периода реформа должна быть реализована до 01.01.2021 года.


Нашли интересное? Оставьте ссылку в социальной сети!

→ Принять участие ←

delites v sotsialnykh setyakh280

+7 (968) 478 11 45

  • Юридические услуги;
  • Запись к юристу/адвокату;
  • Бесплатная юридическая консультация по телефону;
  • Прочие юридические вопросы.

Напишите нам: admin@yurist-77.ru

Задайте интересующий Вас вопрос — напишите нам на вышеуказанный адрес электронной почты. В письме укажите контакты для связи.

Время работы

  • пн — пт: 9:00 - 21:00;
  • спросить юриста — 24/7.