yurist 77 logo

О природе законотворчества

Природа законотворчества заключается в выявлении, освоении существующих интересов личности, общества, государства и влиянии на них через закрепление в юридической форме норм поведения. Законодательный процесс является формально-юридическим выражением законотворческой функции государства. Он отвечает за технологию создания закона. В результате последовательной реализации составляющих его процедур в правовой среде начинает официально действовать новый закон. Анализируя значение законодательного процесса, нельзя не учитывать того факта, что он составляет содержание деятельности парламентов.

Стабильная нормативная регламентация процесса создания закона обеспечивает:

  • качественный уровень подготовки формы и содержания нормативного акта;
  • привлечение широкого спектра мнений различного рода политических сил с целью максимального обеспечения интересов различных социальных групп;
  • эффективные механизмы контроля деятельности высших органов государственной власти в процессе законотворчества.

Таким образом, законодательный процесс, на наш взгляд, является процессом, отражающим работу законодательного органа по своевременному появлению необходимого для регулирования общественных отношений закона, в то время как законотворческий процесс является процессом, отражающим работу более широкого круга субъектов над содержанием закона.

Гармонизация двух взаимодополняющих, но разных по предназначению процессов в конечном счете определяет качество принимаемых законов, а также роль и значение подзаконных актов в современном российском правотворчестве.

Конституционной основой существования системы законодательных органов прежде всего являются положения ч. 3 ст. 5 Конституции Российской Федерации, устанавливающие государственную целостность Российской Федерации и единство системы государственной власти. При наличии систем исполнительной и судебной властей целостность государственной власти невозможна без существования системы законодательной власти. При этом деятельность законодательных органов создает правовые условия для формирования и функционирования систем исполнительных и судебных органов, а также избрания и деятельности Президента России. В конечном счете именно благодаря законодательным органам обеспечивается единство государственной власти в Российской Федерации.

В связи с этим можно выделить системообразующий признак законодательных органов. Будучи системообразующими органами, законодательные органы не только принимают законы, которые являются правовой базой для создания систем исполнительных и судебных органов, но и обеспечивают назначение их руководителей и других должностных лиц.

На основании изложенного представляется возможным сделать вывод о том, что законодательные органы обладают признаками властности, выборности, коллегиальности, народной представительности, парламентарности. Им присущ и системообразующий признак. Наличие этих признаков отличает законодательные органы от других органов государственной власти. На основе выявленных признаков можно определить законодательный орган как властный, выборный, коллективный орган государственной власти и народного представительства, осуществляющий законодательное регулирование в Российской Федерации или в одном из ее субъектов, контролирующий исполнение принятых им законов и принимающий решения по наиболее важным кадровым вопросам.


+7 (968) 478 11 45

  • Юридические услуги;
  • Запись к юристу/адвокату;
  • Бесплатная юридическая консультация по телефону;
  • Прочие юридические вопросы.

Напишите нам: admin@yurist-77.ru

Чтобы получить бесплатную юридическую консультацию или задать интересующий Вас вопрос — напишите нам на вышеуказанный адрес электронной почты. В письме не забудьте указать номер телефона.

Юрист-77.ру

  • Юридические услуги;
  • Бесплатная юридическая консультация;
  • Юридические статьи;
  • Образцы документов.