148x32 v1

О назначение и выплате пособий по государственному социальному страхованию

События последних лет со всей очевидностью показали, что изменяется сама система приоритетов в социальной политике. Гражданин перестает быть только потребителем социальных услуг, его активность в сочетании с государственными гарантиями и мерами социальной поддержки становится залогом достижения уровня жизни, достойного человека.

К сожалению, не всегда на это обращается внимание, нередко меры по активизации роли личности рассматриваются исключительно как уход государства из социальной сферы. Процессы, связанные с переходом от патерналистской модели государства всеобщей опеки к социальному правовому государству с рыночно ориентированной экономикой, внесли значительные коррективы не только в нормы и институты отраслей законодательства социальной сферы, но и потребовали разработки новых подходов к пониманию специфики и назначения этого огромного, постоянно изменяющегося и имеющего первостепенное значение для общества блока законодательства. Это привело к появлению не только законодательных, но и ряда доктринальных «вакуумов». Так, до сих пор отсутствует четкое и однозначное понимание того, какие именно отрасли законодательства имеют «прописку» в социальном законодательстве.

По социальной тематике написано немало работ. Однако это в подавляющем большинстве своем материалы, посвященные отдельным темам, не дающие полноценного и всестороннего видения проблем социального законодательства. Ни полной и всесторонней картины социального законодательства, ни системного анализа составляющих его отраслей на современном этапе отечественная наука не имела.

Пересмотр роли государства в социальной защите граждан, необходимость модернизации социальной сферы, выражающиеся, в том числе, в признании здравоохранения, образования и жилищной политики национальными проектами, потребовали поиска ответа на ряд вопросов, среди которых: 1) насколько полно и эффективно урегулированы отношения в соответствующих областях? 2) в какой мере уровень регулирования отвечает вызовам современности?

Базовым постулатом, отправной точкой исследований отдельных отраслей и институтов законодательства в научно-практическом пособии является признание социальной сферы жизни общества как своеобразной интегрированной отраслевой системы. И если для таких отраслей, как пенсионное, жилищное, трудовое законодательство, характерны процессы укрепления позиций, то образовательное, медицинское законодательство, законодательство о науке, культуре, спорте находятся в стадии формирования и внимания.

Социальное обеспечение в России - это остается системой общественных отношений, складывающихся между физическими лицами, с одной стороны, государственными органами и организациями – с другой, по поводу предоставления указанным лицам за счет внебюджетных социальных фондов и бюджетов всех уровней бюджетной системы различных видов обеспечения вследствие наступления жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение заработка, малообеспеченность или нуждаемость. А так же изучить что такое пособия - это выплаты, производимые гражданам в установленные законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной помощи.

На современном этапе экономических реформ государство в России оказалось неспособным полностью выполнять свои обязательства по финансированию социальной сферы в целом и системы социальной защиты в частности. Это обуславливает невозможность обеспечения социальных гарантий, выплат пособий населению в объеме, предусмотренном федеральным законодательством, делает актуальным поиск путей реформирования существующей системы социальной защиты.

Было бы идеальным, провести реформирование системы социальной поддержки в России хотя бы за несколько ближайших лет.

Но законодатель, когда обсуждает и принимает законы, касающиеся назначению, размеров, выплат пособий не может учесть весь спектр проблем, с которыми сталкиваются в жизни простые граждане.

Первая проблема.

С 2008 года максимальный размер пособия по беременности и родам вырос - в 2010 году он равен 34583 рублям. (последнее изменение 28 марта 2010 года) Федеральным законом № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». По сравнению со случаем произошедшим в 2008 году, когда жительница города Сарова только после обращения в Конституционный суд добилась повышения пособия по беременности и родам и только тогда был установлен максимальный размер пособия по беременности и родам сразу на 7 тысяч рублей — до 23 тысяч 400 рублей в месяц.

Суд постановил отменить всякие ограничения на пособия, посчитав их нарушением конституционных прав женщин. От чиновников потребовали разработать такой механизм, при котором каждая будущая мама при уходе в декрет получала бы пособие, соразмерное ее зарплате. Но Министерство здравоохранения и социального развития все, же нашло способ ограничить выплаты беременным.

Логика такая: раз пособие выплачивается государством, то оно имеет право равномерно распределять свою социальную помощь между неблагополучными бюджетниками и преуспевающими нефтяниками. Справедливо ли, если работник не уплачивает налоги с зарплаты 1 млн рублей, чтобы он имел право на пособие, соответствующее его средней зарплате?

По оценкам экспертов, новым пособием должны остаться довольны порядка 97% российских женщин. Преуспевающим 3% придется довольствоваться установленным максимумом.

Еще одна проблема — полнота учета доходов для определения права на пособие. Здесь выделяется несколько аспектов: во-первых, далеко не везде учитываются доходы от личного подсобного хозяйства, что занижает доходы претендентов на получение пособия, и предоставление пособия в этом случае не оправдано, во-вторых, полнота учета доходов при получении алиментов, ведении индивидуальной трудовой деятельности и прочих аналогичных доходов. При этом учесть доходы от личного подсобного хозяйства достаточно просто. Об этом же свидетельствует и имеющийся опыт регионов, уже обеспечивающих учет доходов от ведения личного подсобного хозяйства.

Можно говорить и о политике, осуществляемой посредством использования специфического юридического инструментария, или льготно-правовой политике, представляющей собой системную деятельность по оптимизации процесса льготирования, т.е. о комплексе мер и действий, которые должны отвечать на проблемы и вызовы жизни общества.

Правовые льготы всегда являлись тем юридическим средством, которое во все времена находилось "на передовой" происходящих в обществе изменений и преобразований. Смена политического курса, реформирование социально-экономических, политических, государственно-правовых отношений связаны во многих случаях с пересмотром действующей системы преимуществ. Политика государства в плане установления и реализации льгот во многом предопределяет характер и содержание правовой жизни, стратегию и тактику ее развития. Проблемы реформирования социальных преимуществ, те просчеты и недостатки, с которыми столкнулись федеральные и региональные власти в процессе монетизации льгот, отражают противоречия и негативные тенденции, существующие в российской правовой действительности.

В сфере льготного регулирования целесообразно периодически проводить правовой мониторинг, всенародное обсуждения проблемы эффективности реализации "льготных" законов, изучать зарубежный опыт.

Проблемы в решении судебных вопросах в сфере социального обеспечения стоят также не на последнем месте. Их решают и они решаемы. Но для реальной защиты прав необходимы специальные органы и процедуры, способные обеспечить практическое исполнение предписаний законодательства. Ведь, как известно, “право - ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению его норм”. Исторический опыт свидетельствует о том, что наилучшим способом защиты прав является хорошо организованная и снабженная эффективными процессуальными гарантиями система правосудия, приводимая в действие по инициативе носителей прав, заинтересованных в их осуществлении и защите. Поэтому необходима общая реформа правосудия - расширение сферы его действия и укрепление юридических гарантий законности при его осуществлении.

Ответственность должностных лиц, виновных в нарушении прав человека, следует признать важнейшим средством защиты прав человека. Наказание за такие нарушения должно являться одним из основных средств реализации прав человека.

Настанет время, когда люди станут поступать из сознания необходимости следовать закону, а не вопреки ему, когда каждый свой шаг будут соизмерять со своей гражданской совестью. До тех пор должен существовать и постоянно совершенствоваться правовой институт защиты прав граждан от незаконных действий должностных лиц, позволяющий гражданам участвовать в управлении государством, а власти более ответственно относится к принятию решений, которые могут повлиять на жизнь граждан.

Сложившиеся за последние годы перекосы на рынке труда, вне всякого сомнения, многократно усложняют решение проблем безработицы. Например, правительство готово потратить миллиарды рублей на переподготовку граждан, лишившихся работы. «В условиях кризиса человеку в ряде случаев просто приходится менять работу. Это не значит, что у нас нет рабочих мест - в нашей стране много вакансий», - поясняет президент Дмитрий Медведев. Вакансии, в стране может и есть, но нет структур, способных в массовом порядке организовать профессиональную переподготовку, нет системы внутренней миграции населения. А это ставит под вопрос реализацию таких идей правительства, как привлечение безработных для строительства инфраструктурных объектов или на олимпийские стройки. Наконец, как быть с многомиллионной армией трудовых мигрантов – конкуренция (а значит и конфликты) между ними и коренным населением неизбежна. Региональные власти все чаще заявляют о намерении отказаться от иностранной рабочей силы, однако программ репатриации трудовых мигрантов никто из чиновников, пока не представил.

Решать накопившиеся проблемы придется, и нынешний экономический кризис, как ни странно, может сыграть позитивную роль, заставив власти и общество отказаться от консервации проблем и перейти к их системному разрешению, сколь бы болезненным и трудным оно не казалось. Тем более что опыт мировой экономики подсказывает: ресурс повышения эффективности экономики за счет низко квалифицированного и дешевого труда исчерпан. Преодолеть последствия мирового кризиса невозможно без технологических прорывов и выработки новых принципов регулирования экономики.