yurist 77 logo2

Новеллы законодательства в управлении МКД 2019

novelly zakonodatelstva v upravlenii mkd 2019

В 2019 году в сфере жилищно-коммунального хозяйства законодатель подготовил ряд изменений. Итак, какие же новшества внедрены или ожидают внедрения?

Федеральный закон от 29.07.2018 № 226-ФЗ с 1 января 2019 года устанавливает, что субъекты РФ вправе распространять компенсацию расходов по уплате взноса на капремонт на новые категории граждан.

Компенсация расходов на взносы за капитальный ремонт МКД может быть распространена теперь на собственников, находящихся в возрасте 70–80 лет, если в составе семьи нет работающих граждан (50% компенсации), либо получатели являются инвалидами I и II группы (100% компенсации).

При этом ФЗ устанавливает, что такие компенсации определяются законодательством субъекта РФ.

Распоряжением Правительства РФ от 15.11.2018 № 2490-р на 2019 - 2023 годы вводятся индексы изменения размера вносимой гражданами платы за ЖКУ в среднем по субъектам РФ.

Так, например, для Москвы на первое и второе полугодие 2019 года – это значения 1,7 и 4,8 соответственно. На 2020-2023 годы индекс рассчитывается по определенной формуле, где используется величина L – показатель изменения, определяемый единовременно в первый год долгосрочного периода с учетом региональных особенностей субъектов Российской Федерации. Для Москвы данный показатель равен (– 0,4). Отклонения для показателей для указанного субъекта не допускаются (равны 0).

Постановление Правительства РФ от 14.12.2018 № 1541 предусматривает порядок снижения цены договора управления многоквартирным домом при проведении конкурсного отбора управляющей организации.

Так, в случае проведения конкурса по выбору управляющей компании участник имеет право снижать свою ставку не более чем на 0,1% на каждом этапе от начальной указанной стоимости по оплате за содержание и ремонт МКД.

Победителем признается тот участник, который объявил наименьшую стоимость не менее трех раз, и никто из других участников не предложил стоимость меньше.

В общей сложности стоимость не может быть снижена боле чем на 10% от начальной стоимости. В случае превышения данного показателя конкурс считается несостоявшимся.

При назначении нового конкурса организатор имеет право изменить не только условия, но и обязан сократить расчетную стоимость не менее чем на 10%. Если несколько участников подали заявки и предложили одинаковую стоимость, то победителем признается тот участник, который подал заявку первым.

Кроме того, конкурс не может быть проведен, если до предполагаемой даты собственники МКД уже провели отбор управляющей компании и выбрали способ управления МКД.

Рядом актов, а именно Федеральным законом от 28.12.2016 № 437-ФЗ и № 469-ФЗ; Письма Минстроя России от 13.01.2017 № 570-АЧ/04 и от 29.08.2017 № 30838-АЧ/04) устанавливается обязанность управляющих организаций, ТСЖ, ресурсоснабжающие организации и подобные, осуществляющие деятельность на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, теперь обязаны размещать информацию в ГИС ЖКХ.

Так, например, указанные организации обязаны размещать информацию в ГИС ЖКХ о своей деятельности, в том числе и финансовые показатели, порядок оказания услуг, стоимость, порядок расчетов и т.д.

Если организация не размещает сведения, то юридическое лицо несет ответственность по частям 1 и 4 статьи 13.19.1 и статье 13.19.2 КоАП РФ.

Кроме того, на территориях Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя:

  • возобновляется действие норм, которые регулируют проведение общего собрания собственников МКД при использовании ГИС ЖКХ с заочным голосованием;
  • с 1 июля 2019 года вводятся обновленные лицензионные требования к управляющим организациям – соблюдение требований к раскрытию и размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 ЖК РФ.

В части лицензионных требований надо отметить также норму 14.1.3 КоАП РФ, введенную Федеральным законом от 18.03.2019 № 26-ФЗ, которая гласит, что осуществление управления МКД без лицензии наказывается следующим образом: для должностных лиц установлен штраф размером от 15 тысяч до 100 тысяч рублей или дисквалификация до 3 лет, для юридических лиц – от 150 тысяч до 250 тысяч рублей.

Обязанность организации получить лицензию для осуществления деятельности по управлению МКД установлена статьями 162 и 192 Жилищного кодекса РФ.

В 2019 году управляющие компании будут платить штрафы за нарушение правил эксплуатации лифтов.

В КоАП РФ новая статья 9.1.1 введена Федеральным законом от 06.03.2019 № 23-ФЗ об ответственности за нарушение правил эксплуатации лифтов.

Если правила эксплуатации лифтов, эскалаторов, платформ для инвалидов и прочих приспособлений будут нарушены, то на должностное лицо будет наложен штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей, на юридическое лицо – от 20 до 40 тысяч рублей.

Штраф может быть намного больше в случае, если нарушение правил эксплуатации указанных устройств создало угрозу причинения вреда здоровью и жизни граждан, а также вероятность возникновения аварии. Тогда физическое лицо должно будет уплатить от 3 до 5 тысяч рублей, должностное лицо – от 20 до 30 тысяч рублей, либо применяется дисквалификация от 1 года до 1,5 лет, юридическое лицо – от 300 до 350 тысяч рублей, либо может быть применено административное приостановление деятельности на срок до 3 месяцев.

Федеральным законом от 06.06.2019 № 129-ФЗ введен п. 13 в статью 2 Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Согласно норме, контрольно-кассовая техника может не применяться при осуществлении расчетов товариществами собственников недвижимости (в том числе товариществами собственников жилья) и т.д. за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности указанных товариществ и кооперативов, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Однако это положение не распространяется на осуществление расчетов в наличной форме. Поэтому в этих случаях ТСН (или ТСЖ) обязаны применять ККТ.

Нарушители несут ответственность по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ – штрафа для должностных лиц составляет от 1/4 до ½ размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее 10 тысяч рублей; для юридических лиц - от ¾ до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее 30 тысяч рублей.

Между тем, действие частей 2-4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ приостановлено до 1 июля 2020 года Федеральным законом от 03.07.2019 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и приостановлении действия отдельных положений статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Вероятно, это связано с тем, что обязанность применять онлайн–кассы при расчетах за услуги введена Федеральным законом № 129-ФЗ от 6 июня 2019 года, и приостановление действия норм стало необходимым для обеспечения переходного периода.

Штрафы для ТСЖ, ТСН или управляющей компании, как юридических лиц, установлены также в отношении заключения трудовых отношений с иностранными лицами и/или лицами без гражданства, находящихся на территории РФ нелегально.

Так, ответственность установлена статьей 18.15 КоАП РФ, и предусматривает штрафы:

  • для должностных лиц от 25 тысяч до 50 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 250 тысяч до 800 тысяч рублей, либо административное приостановление деятельности на срок от 14 суток до 3 месяцев.

В отношении Москвы частью 4 статьи 18.15 КоАП РФ определены штрафы для должностных и юридических лиц в размерах 35–70 тысяч рублей и 400–1000 тысяч рублей соответственно.

Таким образом, ТСЖ, ТСН и УК, являясь юридическими лицами, чья деятельность подлежит лицензированию, а законодательство предписывает необходимость использования ККТ, несут ответственность за нарушение законодательства в указанных областях.

Вместе с тем, как и любые другие лица, ТСЖ, ТСН и УК не должны принимать на работу нелегальных мигрантов, у которых отсутствует временное разрешение на жительство и на осуществление трудовой деятельности (о современных методах борьбы с нелегальными мигрантами).

Согласно судебной статистике по Москве в 2018 году в суды общей юрисдикции поступило 3 741 дело, рассмотрено – 3 584 дела.

К ответственности привлечено 1 990 юридических лиц, 13 должностных, ИП – 239, физических лиц – 263 человека. Оштрафовано из них – 2 299 лиц.

Таким образом, как можно увидеть, юридические лица чаще других нарушают законодательство о правилах привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан.

В качестве заключения хотелось бы отметить тот момент, что законодательные новеллы призваны упорядочить деятельность ТСЖ, ТСН, УК, устанавливая новые правила деятельности, лицензирование, порядок отчетности, повышая, тем самым, прозрачность работы организации по управлению МКД.

Метки: Мигранты, МКД, ТСЖ, Санкции



+7 (968) 478 11 45

  • Юридические услуги;
  • Запись к юристу/адвокату;
  • Бесплатная юридическая консультация по телефону;
  • Прочие юридические вопросы.

Напишите нам: admin@yurist-77.ru

Задайте интересующий Вас вопрос — напишите нам на вышеуказанный адрес электронной почты. В письме укажите контакты для связи.

Время работы