Новеллы в области высшего образования в 2019 году
В 2019 году в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» был внесен ряд изменений, которые коснулись высшего образования. В связи с началом приемной кампании в ВУЗах и скорым началом учебного года необходимо рассмотреть эти и иные изменения более подробно.
Целевое обучение
Итак, Федеральным законом от 03.08.2018 № 337-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения» внесены следующие поправки в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
- Целевой прием, в рамках которого ранее осуществлялась подготовка специалистов по заказу предприятий, стал именоваться целевым обучением, которое позиционируется в законе как особенности приема на обучение по программам высшего образования.
- Лицо, поступающее в учебное заведение, может заключать договоры о целевом обучении не только с органами власти и предприятиями, но и с индивидуальными предпринимателями.
- Исключены обязательства заказчика в отношении предоставления места для прохождения практики, включено обязательство обучающегося лица по трудовой деятельности в течение 3 лет со дня окончания высшего учебного заведения. То есть теперь заказчик осуществляет только материальную поддержку студента, который, в свою очередь, должен устроится на работу к заказчику после окончания ВУЗа либо в течение 3 лет, либо сразу после получения диплома, но отработать не менее 3 лет.
- Заказчик целевого обучения должен обязательно входить в перечень органов и организаций, установленный федеральным законом.
- Квоты на конкретные специальности и перечень субъектов РФ, на территории которых гражданин может быть трудоустроен, может устанавливать Правительство РФ.
- Предусмотрена ответственность за неисполнение условий договора о целевом обучении в отношении сторон.
Так, заказчик, не исполнивший условия договора, выплачивает гражданину трехкратную среднемесячную зарплату, которая предусмотрена в конкретном субъекте по определенной специальности, по окончанию лицом ВУЗа.
Гражданин, нарушивший условия договора, в течение 3 лет должен возместить заказчику все расходы, которые были осуществлены в связи с оказанием мер поддержки студента.
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 36н внес изменения в «Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2015 г. № 1147».
- Определена единая дата окончания приема заявлений о согласии на зачислении от лиц без вступительных испытаний, в пределах квот – 28 июля.
Ранее было допущено условие о последнем дне приема заявлений – в случае, если эти лица подали заявления в несколько ВУЗов.
- Установлено, что поступающий, кроме основных документов, должен предоставить заверенную копию договора о целевом обучении, либо незаверенную копию одновременно с оригиналом.
Ранее требовалось заключать два договора – о целевом обучении и целевом приеме.
Если целевое обучение связано с безопасностью государства, то копию предоставлять не нужно, достаточно сведений о существовании такого договора, которые передает заказчик – орган государственной власти.
Распоряжением Правительства РФ от 11.02.2019 № 186-р «Об утверждении перечня специальностей, направлений подготовки, по которым проводится прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты» установлены квоты по целевому обучению.
В частности, в 2019 году в приоритетные направления были включены такие дисциплины, как физика, биология, прикладная математика, авиастроение, металлургия, социология, экономика и другие.
Распоряжение Правительства РФ от 18.05.2019 № 979-р «О внесении изменений в перечень специальностей, утв. распоряжением Правительства РФ от 11.02.2019 № 186-р, и утверждении квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования» расширил перечень, включив также в программу для бакалавриата химию, геологию, картографию, жилищное хозяйство и др.; для магистратуры – гидрометеорологию, регионоведение, правоохранительную деятельность; в аспирантуру – социологические науки и ряд других специальностей.
Контрольные цифры приема
Приказ Минобрнауки России от 29.01.2018 № 48 «Об утверждении общих объемов контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2019/20 учебный год» устанавливает контрольные цифры приема (КЦП) на 2019/2020 годы.
Приказ Минобрнауки России от 14 марта 2019 г. № 137 «Об утверждении общих объемов контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2020/21 учебный год» определяет, соответственно, КЦП на 2020/2021 годы.
Ежегодно поступающих становится больше, а КЦП не увеличиваются. При этом количество абитуриентов растет по программам бакалавриата, в том числе по очной форме.
Чтобы не быть голословными, приведем сравнительную таблицу КЦП на 2019/2020 и 2020/2021 годы обучения.
Ступень |
2019/2020 |
2020/2021 |
Бакалавриат: |
312 440 |
312 012 |
в т.ч. по очной форме |
251 912 |
251 221 |
Специалитет: |
77 110 |
80 588 |
в т.ч. по очной форме |
71 000 |
73 903 |
Магистратура: |
128 848 |
116 600 |
в т.ч. по очной форме |
108 661 |
97 413 |
Аспирантура |
15 032 |
15 500 |
Ординатура |
15 635 |
16 150 |
Ассистентура–стажировка по очной форме |
413 |
459 |
Согласно документам, количество КЦП увеличилось только в отношении специалитета, аспирантуры (для всех ВУЗов), а также ординатуры (для медицинских ВУЗов).
Число мест для будущих бакалавров сократилось на 428, магистров – на 12 248. То есть, в будущем 2020 году количество поступивших за счет бюджета на эти ступени существенно сократится.
Посмотрим на динамику количества бюджетных мест в московских университетах на 2019 год, по сравнению с 2018 годом.
Так, число поступающих на бюджетный бакалавриат в 2019 году стало меньше в следующих ВУЗах:
2018 |
2019 |
|
Экономический факультет |
||
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России |
78 |
76 |
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Экономический факультет |
194 |
170 |
Государственный университет управления |
125 |
110 |
Юридический факультет |
||
Московский государственный юридический университет им. Кутафина |
545 |
530 |
Реклама и связи с общественностью |
||
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России |
20 |
18 |
Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина |
20 |
10 |
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ |
12 |
10 |
Информатика и ВТ |
||
Московский авиационный институт (НИУ) |
175 |
158 |
Московский Политех |
110 |
100 |
Журналистика |
||
Российский государственный гуманитарный университет |
14 |
10 |
Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина |
15 |
10 |
Менеджмент |
||
Государственный университет управления |
245 |
220 |
Финансовый университет при Правительстве РФ |
140 |
120 |
Безусловно, количество бюджетных мест необходимо увеличивать, поскольку платное обучение не становится дешевле, а возможности оплатить образование в ВУЗе есть не у всех, и даже не у многих.
Поэтому, если мы говорим о будущем нашей страны, об информационно–технологическом инновационном развитии, то нужно, в том числе, вести подготовку квалифицированных кадров, а не сокращать количество мест, оплачиваемых за счет федерального бюджета.
В поддержку студентов Минобрнауки России сформировало Письмо от 06.02.2019 № МН-94/СК «Об установлении стоимости платных образовательных услуг», в котором напоминает, что увеличение стоимости платных услуг не допускается.
Таким образом, цена обучения остается стабильной и не подлежит изменению на весь период обучения по договору об оказании платных образовательных услуг. Исключение составляет ситуация с ростом инфляции, которая может оказать влияние на величину оплаты обучения.
Такое повышение допустимо только в начале года, после установления ставки инфляции в текущем году. Повторное применение этой же ставки в течение года запрещается.
Если же стоимость обучения увеличится более, чем на ставку инфляции, к виновному лицу применяются штрафные санкции, согласно статье 14.8 КоАП РФ.
ФГОС 3++
Письмо Минобрнауки России от 21.01.2019 № МН-2.1/222 «О применении актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования»
Письмо напоминает о том, что в рамках реализации Федерального закона от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» были актуализированы ФГОС по ряду специальностей:
«Специалист по безопасности компьютерных систем и сетей»
«Специалист по технической защите информации»
«Специалист по автоматизации информационно-аналитической деятельности в сфере безопасности» и другие.
Теперь ФГОС 3+ именуется ФГОС 3++, в соответствии с которым должен происходить прием лиц на обучение в ВУЗы, начиная с 1 января 2019 года.
При этом лица, принятые на обучение раньше актуализации ФГОС, продолжают обучение по предыдущим стандартам, так же, как и лица, которые поступили на специализации, по которым не было обновлений.
При этом Письмо Минобрнауки России от 14.02.2019 № МН-21/819 «О применении отдельных норм актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования» уточняет, что рекомендованные дисциплины для конкретного стандарта, которые необходимы для получения обучающимися профессиональных компетенций, могут входить как в перечень основной программы, так и дополнительной.
Военные центры и обучение за рубежом
Распоряжение Правительства РФ от 13.03.2019 № 427-р «О военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования» дало начало формированию военных учебных центров в ВУЗах (ВУЦ).
Если раньше существовали военные кафедры, учебные центры и специализированные факультеты, то сейчас сформированы 93 ВУЦ при различных ВУЗах страны.
Особенностью такого учебного центра является то, что наряду с получением высшего образования, студенты проходят военную подготовку. Соответственно, пока юноша обучается в ВУЗе, он не подлежит призыву на военную службу.
Подготовка осуществляется в двух вариантах.
- После окончания бывший студент, получивший звание лейтенанта, должен отслужить еще и по контракту не менее 3 лет. В противном случае гражданин должен возместить расходы, понесенные федеральным бюджетом на его обучение.
- Подготовка офицеров, сержантов, старшин, солдат, матросов запаса. Эти лица не служат по контракту, но могут быть призваны на военные сборы.
В 2019/2020 учебном году у учащихся ВУЗов появилась возможность обучаться и проходить стажировку в Чехии. В этом отношении в декабре 2018 года было подготовлено Письмо Минобрнауки России от 06.12.2018 № МН-4.2/928 «О приеме зарубежными странами на обучение и стажировку в 2019/2020 учебном году российских студентов, аспирантов и научно-педагогических работников. Чехия».
Обучение и стажировка осуществляются бесплатно, стипендия не выплачивается. Расходы по проживанию и перемещению обучающихся несет выезжающая в Чехию сторона.
Кандидат должен знать чешский или английский языки.
Заявки принимались до 1 марта 2019 года.
Кроме того, письмом Минобрнауки России от 30.04.2019 № МН-4.2/886 «О приеме зарубежными странами на обучение российских студентов, аспирантов и научно-преподавательского состава. Италия» до сведения заинтересованных лиц были доведены сведения о том, что правительство Италии объявило стипендиальную программу на 2019/2020 годы для прохождения обучения или стажировки в высших учебных заведениях Италии.
Заявки принимались до 30 мая 2019 года.
Также Распоряжением Правительства РФ от 22.04.2019 № 799-р «Об утверждении перечня иностранных научных организаций и образовательных организаций, которые выдают документы об ученых степенях и ученых званиях, признаваемых в Российской Федерации» внесены в перечень Технологический университет Квинсленда (Австралия), Университет короля Абдул-Азиза (Саудовская Аравия) и Брюссельский свободный университет (нидерландскоязычный).
Подводя итоги краткому обзору изменений законодательства в области высшего образования в 2019 году по части поступления и особенностей обучения, приведем Федеральный закон от 30.10.2018 № 383-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О рекламе», который установил запрет на рекламирование услуг по написанию студенческих работ. По этому поводу высказывались различные мнения.
Так, например, Иван Засурский, президент Ассоциации интернет-издателей и завкафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ, прокомментировал новые требования как стимул для того, чтобы люди научились думать своей головой, не покупали работы, а самостоятельно работали с источниками, делали выводы и т.д.
Ведь для того и существует высшее образование, чтобы не только получить навыки и умения по специальности, но и научиться решать сложные и простые задачи, находить и применять неординарные подходы в той или иной ситуации, стать разносторонне развитым человеком.