Юридические статьи

Новеллы в области высшего образования в 2019 году

В 2019 году в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» был внесен ряд изменений, которые коснулись высшего образования. В связи с началом приемной кампании в ВУЗах и скорым началом учебного года необходимо рассмотреть эти и иные изменения более подробно.

Целевое обучение

Итак, Федеральным законом от 03.08.2018 № 337-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения» внесены следующие поправки в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

  1. Целевой прием, в рамках которого ранее осуществлялась подготовка специалистов по заказу предприятий, стал именоваться целевым обучением, которое позиционируется в законе как особенности приема на обучение по программам высшего образования.
  2. Лицо, поступающее в учебное заведение, может заключать договоры о целевом обучении не только с органами власти и предприятиями, но и с индивидуальными предпринимателями.
  3. Исключены обязательства заказчика в отношении предоставления места для прохождения практики, включено обязательство обучающегося лица по трудовой деятельности в течение 3 лет со дня окончания высшего учебного заведения. То есть теперь заказчик осуществляет только материальную поддержку студента, который, в свою очередь, должен устроится на работу к заказчику после окончания ВУЗа либо в течение 3 лет, либо сразу после получения диплома, но отработать не менее 3 лет.
  4. Заказчик целевого обучения должен обязательно входить в перечень органов и организаций, установленный федеральным законом.
  5. Квоты на конкретные специальности и перечень субъектов РФ, на территории которых гражданин может быть трудоустроен, может устанавливать Правительство РФ.
  6. Предусмотрена ответственность за неисполнение условий договора о целевом обучении в отношении сторон.

Так, заказчик, не исполнивший условия договора, выплачивает гражданину трехкратную среднемесячную зарплату, которая предусмотрена в конкретном субъекте по определенной специальности, по окончанию лицом ВУЗа.

Гражданин, нарушивший условия договора, в течение 3 лет должен возместить заказчику все расходы, которые были осуществлены в связи с оказанием мер поддержки студента.

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 36н внес изменения в «Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2015 г. № 1147».

  1. Определена единая дата окончания приема заявлений о согласии на зачислении от лиц без вступительных испытаний, в пределах квот – 28 июля.

Ранее было допущено условие о последнем дне приема заявлений – в случае, если эти лица подали заявления в несколько ВУЗов.

  1. Установлено, что поступающий, кроме основных документов, должен предоставить заверенную копию договора о целевом обучении, либо незаверенную копию одновременно с оригиналом.

Ранее требовалось заключать два договора – о целевом обучении и целевом приеме.

Если целевое обучение связано с безопасностью государства, то копию предоставлять не нужно, достаточно сведений о существовании такого договора, которые передает заказчик – орган государственной власти.

Распоряжением Правительства РФ от 11.02.2019 № 186-р «Об утверждении перечня специальностей, направлений подготовки, по которым проводится прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты» установлены квоты по целевому обучению.

В частности, в 2019 году в приоритетные направления были включены такие дисциплины, как физика, биология, прикладная математика, авиастроение, металлургия, социология, экономика и другие.

Распоряжение Правительства РФ от 18.05.2019 № 979-р «О внесении изменений в перечень специальностей, утв. распоряжением Правительства РФ от 11.02.2019 № 186-р, и утверждении квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования» расширил перечень, включив также в программу для бакалавриата химию, геологию, картографию, жилищное хозяйство и др.; для магистратуры – гидрометеорологию, регионоведение, правоохранительную деятельность; в аспирантуру – социологические науки и ряд других специальностей.

Контрольные цифры приема

Приказ Минобрнауки России от 29.01.2018 № 48 «Об утверждении общих объемов контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2019/20 учебный год» устанавливает контрольные цифры приема (КЦП) на 2019/2020 годы.

Приказ Минобрнауки России от 14 марта 2019 г. № 137 «Об утверждении общих объемов контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2020/21 учебный год» определяет, соответственно, КЦП на 2020/2021 годы.

Ежегодно поступающих становится больше, а КЦП не увеличиваются. При этом количество абитуриентов растет по программам бакалавриата, в том числе по очной форме.

Чтобы не быть голословными, приведем сравнительную таблицу КЦП на 2019/2020 и 2020/2021 годы обучения.

Ступень

2019/2020

2020/2021

Бакалавриат:

312 440

312 012

в т.ч. по очной форме

251 912

251 221

Специалитет:

77 110

80 588

в т.ч. по очной форме

71 000

73 903

Магистратура:

128 848

116 600

в т.ч. по очной форме

108 661

97 413

Аспирантура

15 032

15 500

Ординатура

15 635

16 150

Ассистентура–стажировка по очной форме

413

459

Согласно документам, количество КЦП увеличилось только в отношении специалитета, аспирантуры (для всех ВУЗов), а также ординатуры (для медицинских ВУЗов).

Число мест для будущих бакалавров сократилось на 428, магистров – на 12 248. То есть, в будущем 2020 году количество поступивших за счет бюджета на эти ступени существенно сократится.

Посмотрим на динамику количества бюджетных мест в московских университетах на 2019 год, по сравнению с 2018 годом.

Так, число поступающих на бюджетный бакалавриат в 2019 году стало меньше в следующих ВУЗах:

 

2018

2019

Экономический факультет

Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России

78

76

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Экономический факультет

194

170

Государственный университет управления

125

110

Юридический факультет

Московский государственный юридический университет им. Кутафина

545

530

Реклама и связи с общественностью

Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России

20

18

Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина

20

10

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

12

10

Информатика и ВТ

Московский авиационный институт (НИУ)

175

158

Московский Политех

110

100

Журналистика

Российский государственный гуманитарный университет

14

10

Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина

15

10

Менеджмент

Государственный университет управления

245

220

Финансовый университет при Правительстве РФ

140

120

Безусловно, количество бюджетных мест необходимо увеличивать, поскольку платное обучение не становится дешевле, а возможности оплатить образование в ВУЗе есть не у всех, и даже не у многих.

Поэтому, если мы говорим о будущем нашей страны, об информационно–технологическом инновационном развитии, то нужно, в том числе, вести подготовку квалифицированных кадров, а не сокращать количество мест, оплачиваемых за счет федерального бюджета.

В поддержку студентов Минобрнауки России сформировало Письмо от 06.02.2019 № МН-94/СК «Об установлении стоимости платных образовательных услуг», в котором напоминает, что увеличение стоимости платных услуг не допускается.

Таким образом, цена обучения остается стабильной и не подлежит изменению на весь период обучения по договору об оказании платных образовательных услуг. Исключение составляет ситуация с ростом инфляции, которая может оказать влияние на величину оплаты обучения.

Такое повышение допустимо только в начале года, после установления ставки инфляции в текущем году. Повторное применение этой же ставки в течение года запрещается.

Если же стоимость обучения увеличится более, чем на ставку инфляции, к виновному лицу применяются штрафные санкции, согласно статье 14.8 КоАП РФ.

ФГОС 3++

Письмо Минобрнауки России от 21.01.2019 № МН-2.1/222 «О применении актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования»

Письмо напоминает о том, что в рамках реализации Федерального закона от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» были актуализированы ФГОС по ряду специальностей:

«Специалист по безопасности компьютерных систем и сетей»

«Специалист по технической защите информации»

«Специалист по автоматизации информационно-аналитической деятельности в сфере безопасности» и другие.

Теперь ФГОС 3+ именуется ФГОС 3++, в соответствии с которым должен происходить прием лиц на обучение в ВУЗы, начиная с 1 января 2019 года.

При этом лица, принятые на обучение раньше актуализации ФГОС, продолжают обучение по предыдущим стандартам, так же, как и лица, которые поступили на специализации, по которым не было обновлений.

При этом Письмо Минобрнауки России от 14.02.2019 № МН-21/819 «О применении отдельных норм актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования» уточняет, что рекомендованные дисциплины для конкретного стандарта, которые необходимы для получения обучающимися профессиональных компетенций, могут входить как в перечень основной программы, так и дополнительной.

Военные центры и обучение за рубежом

Распоряжение Правительства РФ от 13.03.2019 № 427-р «О военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования» дало начало формированию военных учебных центров в ВУЗах (ВУЦ).

Если раньше существовали военные кафедры, учебные центры и специализированные факультеты, то сейчас сформированы 93 ВУЦ при различных ВУЗах страны.

Особенностью такого учебного центра является то, что наряду с получением высшего образования, студенты проходят военную подготовку. Соответственно, пока юноша обучается в ВУЗе, он не подлежит призыву на военную службу.

Подготовка осуществляется в двух вариантах.

  1. После окончания бывший студент, получивший звание лейтенанта, должен отслужить еще и по контракту не менее 3 лет. В противном случае гражданин должен возместить расходы, понесенные федеральным бюджетом на его обучение.
  2. Подготовка офицеров, сержантов, старшин, солдат, матросов запаса. Эти лица не служат по контракту, но могут быть призваны на военные сборы.

В 2019/2020 учебном году у учащихся ВУЗов появилась возможность обучаться и проходить стажировку в Чехии. В этом отношении в декабре 2018 года было подготовлено Письмо Минобрнауки России от 06.12.2018 № МН-4.2/928 «О приеме зарубежными странами на обучение и стажировку в 2019/2020 учебном году российских студентов, аспирантов и научно-педагогических работников. Чехия».

Обучение и стажировка осуществляются бесплатно, стипендия не выплачивается. Расходы по проживанию и перемещению обучающихся несет выезжающая в Чехию сторона.

Кандидат должен знать чешский или английский языки.

Заявки принимались до 1 марта 2019 года.

Кроме того, письмом Минобрнауки России от 30.04.2019 № МН-4.2/886 «О приеме зарубежными странами на обучение российских студентов, аспирантов и научно-преподавательского состава. Италия» до сведения заинтересованных лиц были доведены сведения о том, что правительство Италии объявило стипендиальную программу на 2019/2020 годы для прохождения обучения или стажировки в высших учебных заведениях Италии.

Заявки принимались до 30 мая 2019 года.

Также Распоряжением Правительства РФ от 22.04.2019 № 799-р «Об утверждении перечня иностранных научных организаций и образовательных организаций, которые выдают документы об ученых степенях и ученых званиях, признаваемых в Российской Федерации» внесены в перечень Технологический университет Квинсленда (Австралия), Университет короля Абдул-Азиза (Саудовская Аравия) и Брюссельский свободный университет (нидерландскоязычный).

Подводя итоги краткому обзору изменений законодательства в области высшего образования в 2019 году по части поступления и особенностей обучения, приведем Федеральный закон от 30.10.2018 № 383-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О рекламе», который установил запрет на рекламирование услуг по написанию студенческих работ. По этому поводу высказывались различные мнения.

Так, например, Иван Засурский, президент Ассоциации интернет-издателей и завкафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ, прокомментировал новые требования как стимул для того, чтобы люди научились думать своей головой, не покупали работы, а самостоятельно работали с источниками, делали выводы и т.д.

Ведь для того и существует высшее образование, чтобы не только получить навыки и умения по специальности, но и научиться решать сложные и простые задачи, находить и применять неординарные подходы в той или иной ситуации, стать разносторонне развитым человеком.


yurist 77 ru yuridicheskie uslugi