Юридические статьи

Наиболее важные поправки в Конституции

naibolee vazhnye popravki v konstitutsii

В своём ежегодном Послании федеральному собранию Владимир Путин сообщил, что в Конституцию будут внесены изменения, которые затронут основные органы власти. Поправки будут вынесены на референдум, но есть вероятность, что так или иначе, они будут приняты, поскольку 23 января Государственная Дума уже одобрила их в первом чтении.

Эти коррективы значительно изменят систему государственного управления посредством того, что будет проведено перераспределение полномочий между разными органами власти.

Важным является то, что сами изменения, и порядок их внесения в Основной закон государства противоречат Конституции.

В соответствии с частью 5 статьи 3 ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» при внесении изменений в Конституцию должно быть представлено обоснование необходимости их принятия. Однако, нет каких-либо веских причин для того, чтобы менять содержание статей.

Рассмотрим наиболее важные поправки.

Верховенство Конституции над нормами международного права

На сегодняшний день, международное право является частью правовой системы нашей страны и, если возникает какая-либо спорная ситуация, то применяются нормы международного договора. Теперь же, с внесением поправки в статью 79 Конституции, станет возможным признать недействительными решения межгосударственных органов. То есть, Конституционный Суд обязан рассматривать такие решения на соответствие Основному закону, и в случае их признания несоответствующими Конституции, имеет полное право блокировать применение на территории России. Указанная поправка укрепит государственный суверенитет.

Введение более жёстких требований к кандидатам, претендующим на пост Президента

В настоящее время, для того, чтобы претендовать на Президентский пост необходимо постоянно проживать на территории России не меньше 10 лет и быть не моложе 35-летнего возраста. По новым правилам, кандидат должен проживать в РФ не менее 25 лет, и у него не должно быть гражданства другого государства. Исключение составляют лишь жители Севастополя и Крыма. Стоит также отметить, что запрет на иностранное гражданство и вид на жительство в другой стране для должностных лиц теперь будет закреплён в Конституции.

Полномочия Госсовета

С введением новых поправок этот орган фактически будет исполнять часть президентских полномочий. Он возьмёт на себя определение основных направлений внешней и внутренний политики, а также наиболее важные вопросы социального и экономического развития страны. Как всё это будет выглядеть на деле пока не совсем понятно. Данные изменения противоречат статье 11 Конституции, в которой указан исчерпывающий перечень органов, осуществляющих государственную власть. Такой орган, как Госсовет, (формируемый Президентом и не имеющий четких ограничений полномочий) не укладывается в принцип разделения властей и, таким образом, нарушает статьи 10 и 16 Конституции.

Охрана Конституцией социальных гарантий

В Основной Закон будет внесено положение, согласно которому МРОТ не должен быть меньше прожиточного минимума. Помимо этого, в Конституции будут прописаны нормы об индексации пенсионного обеспечения.

Значение Конституционного суда усилится

У Суда теперь будет новое право – по запросу Президента проводить проверку законопроекта на соответствие Конституции. Сейчас КС проверяет федеральные законы (или законы субъектов до их подписания высшим должностных лицом данного субъекта), не ступившие в силу, но принятые Государственной думой и одобренные Советом Федерации. Это означает, что с внесением поправок в Конституцию КС будет иметь право оказывать влияние на законотворчество в регионах и сможет не допускать вступления в силу законов. Ещё одним нововведением является то, что, если судья совершит поступок, порочащий честь и достоинство судьи, его полномочия будут прекращены по представлению Президента Советом Федерации. До этого же, отправить судью в отставку имели право только сами судьи Конституционного Суда. Это происходило путём принятия двумя третями голосов решения об обращении в Совет Федерации с представлением о лишении статуса одного из судей. Теперь Совет Федерации вместе с Президентом будут иметь право   сделать это, не привлекая судей Конституционного Суда. Сегодня, при наличии 19 мест, в КС заседает 15 человек. Владимир Путин предложил сократить это число до 11. Ввиду этого, влияние каждого из судей значительно увеличится. Но сокращение числа судей не подкреплено какими-либо основаниями и, вероятнее всего, негативно отразится на судебной защите, учитывая огромное количество обращений в суд. Также стоит принять во внимание тот факт, что Конституционный Суд не может рассматривать одновременно два дела.

Будет закреплён принцип единой системы власти

А именно, предлагается расширить круг полномочий Федерального собрания и путём возложения на Президента обязанности по утверждению членов правительства, за ним сохранится контроля за правительством и руководство системой правоохранительных органов и Вооружёнными Силами. Таким образом будет развиваться во власти система сдержек и противовесов. Новые изменения также содержат в себе ограничения на нахождении на посту Президента. Теперь глава государства сможет занимать свою должность не более двух раз (не подряд, а вообще). Действующая статья позволила нынешнему Президенту занять свой пост в 2012 году в третий раз и в 2018 – в четвёртом.

Нарушается принцип разделения властей

В результате возможных поправок в вертикаль президентской власти автоматически включаются судебная власть и прокуратура, понижается статус правительства, в том числе и его председателя. Если рассматривать с точки зрения независимости и отчётности перед Государственной Думой, председатель правительства уравнен с министрами. Теперь он может уйти в отставку (или быть уволен), а Правительство продолжит свою работу. Напомним, что 55% членов Совета Федерации (не избираемый орган) назначаются Президентом и главами регионов, 45 % - законодательными собраниями субъектов. В этом проявляется нарушение принципа разделения властей, закреплённого в статье 10 Конституции, поскольку, в таком случае, Президент будет руководить прокуратурой, судами и силовыми министерствами с одобрения представителей, назначенных органами исполнительной власти.

Прокуратура получает право вести следствие

9 лет назад, после создания Следственного комитета, прокуратура перестала заниматься уголовным преследованием и проводить следственные действия. Ей осталось право только осуществлять надзор за соблюдением законности. Генеральная прокуратура неоднократно указывала на необходимость возращение ей утративших функций. Отныне, возможность осуществления уголовного преследования будет конституционно закреплена.

Владимир Путин уже собрал рабочую группу для подготовки поправок в Конституцию. Сюда вошли 75 человек. Возможные поправки, предложенные Президентом, не влияют на базовые основы Закона, поэтому могут быть приняты Парламентом. Но учитывая то, что реформация Основного Закона вносит значительные изменения в деятельность законодательной и судебной властей, в политическую систему, проведение всенародного референдума по этим вопросам является необходимым.

Итак, всеобщее голосование, касающиеся конституционных изменений, вполне может быть проведено весной этого года.

Принимаемый коррективы направлены на то, чтобы сделать более сбалансированной политическую систему Российской Федерации и укрепить между уровнями и ветвями власти систему сдержек и противовесов.

Бытует мнение, что Владимир Путин планирует стать во главе Госсовета, обеспечив себе таким образом возможность оказывать влияние на важнейшие политические рычаги.

Огромное значение представляет собой усиление позиций законодательной власти посредством передачи некоторых полномочий по утверждению Правительства Государственной Думе.

И всё же, это не значит, что Россия становится парламентской республикой, поскольку Президент представляет собой ключевую фигуру в политической системе и сохраняет основополагающие функции.

Вывод

Поводя итог всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что возможные изменения определённых положений Конституции Российской Федерации, а также порядок их обсуждения и принятия противоречат 1,2 и 9 главам Основного Закона. Согласно статье 16, никакие другие положения не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации, а содержание первой главы не может быть пересмотрено иначе, чем в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Отсюда следует вывод, что согласно части 1 статьи 135 Конституции РФ данные поправки не могут быть рассмотрены Федеральным Собранием. Они должны быть приняты по другой процедуре, установленной законом.

Метки: Конституционное право


yurist 77 ru yuridicheskie uslugi