yurist 77 logo

Надзор прокуратуры по делам, связанным с усыновлением (удочерением)

Дата заключения, данного органом опеки и попечительства, является основанием для определения момента постановки на учет лица в качестве кандидата на усыновление. Четкое определение такого момента имеет большое практическое значение, поскольку механизм контроля за порядком формирования очередности уязвим, возможны "перемещения" по очереди, в которой можно стоять длительное время, но безрезультатно. Анализ практики прокурорского надзора показывает, что повсеместно не выполняются требования ст. 122, 126 СК РФ, определяющие порядок и сроки выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей.

Должностные лица образовательных, лечебных учреждений и учреждений социальной защиты населения несвоевременно направляют сведения о таких детях в органы опеки и попечительства, в результате тысячи детей длительное время содержатся в больницах, приютах, домах ребенка. Деятельность органов опеки и попечительства, вопреки требованиям ст. 123 СК РФ, фактически сводится к подбору детей только тем гражданам, которые сами обратились к ним с такой просьбой. Однако работники органов опеки и попечительства обязаны самостоятельно проявлять инициативу в подборе ребенка усыновителям.

Очевидные трудности в механизме реализации норм об усыновлении, о чем свидетельствуют скандальные судебные процессы, и другая негативная информация дают основание утверждать, что формирование института усыновления еще не завершено. Поэтому мы вправе ожидать увеличения объема нормативного материала и совершенствования качества изложенных в нем предписаний. Этот процесс, по существу, уже идет. В частности, Минобразование РФ издало Приказ от 20 июля 2001 г. N 2750 "Об утверждении типовых форм документов по учету кандидатов в усыновители, оформлению усыновления и осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей в семьях", а также принято Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием" и другие документы.

Принятие этих актов вызвано острейшей потребностью в совершенствовании процедуры усыновления. Представляется, что оптимизации механизма учета и контроля за деятельностью должностных лиц способствовало бы нормативное закрепление условий и процедуры отбора лиц, претендующих на занятие определенных должностей. В качестве одного из требований, предъявляемых к лицам, занимающимся отбором кандидатов в усыновители, следовало бы ввести наличие специального образования (педагогического, юридического), поскольку современный рынок образовательных услуг позволяет обеспечить сочетание интересов государства и конкретных специалистов. К сожалению, и в вышеназванных документах не решен вопрос о требованиях к лицам, занимающимся вопросами усыновления.

Заключение органа опеки и попечительства и момент постановки на учет лица в качестве кандидата в усыновители не совпадают между собой по времени. Этот срок может быть от одного до восьми месяцев, в зависимости от уровня учета (первичный, региональный, федеральный). В ряде регионов имеют место многочисленные нарушения порядка и сроков направления в региональный банк данных информации о детях, подлежащих передаче на воспитание в семью, информации об изменениях данных, содержащихся в анкете ребенка, о прекращении учета сведений о несовершеннолетних. Поэтому можно ожидать роста правонарушений в этой области.

Предлагается сократить вышеназванные сроки, ужесточить контроль, ввести в КоАП РФ и УК РФ нормы, предусматривающие ответственность за правонарушения в этой сфере. Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" содержит лишь общую формулировку об ответственности лиц, виновных в нарушении этого Закона, не называя конкретных составов правонарушений.

Учетные отношения исследуются нами только на стадии непосредственной постановки кандидата в усыновители на учет. Но в тот момент, когда органы опеки и попечительства на основании представленных документов дают положительное заключение, последнее можно квалифицировать как административный акт наряду с вынесенным на его основе решением администрации о постановке такого лица на учет. Такой акт является основанием возникновения административных правоотношений, в рамках которых у кандидата в усыновители возникает субъективное право на выбор ребенка для последующего усыновления, установление с ним межличностного контакта, а орган опеки и попечительства должен выдать направление для посещения ребенка.

В дальнейшем гражданин может обратиться в суд для решения вопроса об усыновлении (ст. 269 ГПК РФ). Поскольку он самостоятельно представляет в суд документы для производства усыновления (заключение органа опеки и попечительства, медицинские справки и др.), получается, что он ни с кем не состоит в правовой связи, а следовательно, и на данном этапе правоотношений нет. Гражданин самостоятельно совершает определенные конклюдентные действия, являющиеся односторонними сделками. Такая форма заключения сделки указывает, что действия лица должны свидетельствовать о наличии у него воли на ее совершение. Вместе с тем необходимо отграничивать волю от волеизъявления, поэтому само согласие в любой форме, в том числе в виде совершения конклюдентных действий, не отождествляется с волей, а является ее выражением. В данном случае мы можем говорить о так называемом косвенном изъявлении воли, которое было известно римскому праву. Признавалось, что молчаливое, косвенное изъявление воли выражается в действиях, из которых возникает "возможность заключить о наличности воли". Более того, в специальных источниках позднего периода подчеркивалось, что процедура усыновления заключалась в "оформлении воли его участников: усыновить и стать усыновленным, при этом воля в материальном смысле должна была иметь решительный характер, ни под условием, ни на срок усыновление установить было невозможно".

Логично предположить, что гражданин может отказаться от желания стать усыновителем, т.е. не представить документы в суд, в частности не написать заявление. В данном случае можно говорить о фактическом отказе от усыновления, хотя законом он и не предусмотрен. Вместе с тем известно, что по делам этой категории нет спора о праве, у гражданина есть право на обращение в суд с заявлением об усыновлении с целью удовлетворения своего законного интереса. После удовлетворения заявления об усыновлении (п. 2 ст. 274 ГПК РФ), вступления решения суда в законную силу гражданско-процессуальное правоотношение сменяется семейно-правовым, так как именно с этого момента устанавливается усыновление. Если лицу отказано в усыновлении, то гражданско-процессуальное отношение трансформируется в учетное. В соответствии с п. 16 Постановления Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 в этом случае гражданин остается на учете в качестве кандидата в усыновители. Он обладает приоритетом по отношению к остальным усыновителям, так как был ранее поставлен на учет. Таким образом, усыновление в широком смысле рассматривается как сложное правоотношение, представляющее собой систему правоотношений. Система - это не сумма нескольких правоотношений, она представляет собой развивающееся, динамичное явление, состоящее из совокупности разных по своей правовой природе правоотношений. Системность обусловлена единой целью, достижение которой возможно благодаря установленной в законе последовательности наступления разных видов правоотношений.

Развитие сложного правоотношения по усыновлению в широком смысле обусловлено не менее сложным юридическим составом. В теории права взаимосвязь юридического состава и обусловленного им сложного развивающегося правоотношения показана на простой схеме: юридический факт как элемент состава порождает соответствующее правоотношение. В этом смысле факт усыновления представляет собой структурно сложное правовое явление, в котором отдельные элементы выполняют неравнозначные функции.

Об усыновлении как юридическом факте, направленном на возникновение определенных правовых последствий, в советской правовой литературе писали, по существу, все авторы. Однако сами последствия определялись ими по-разному. В работах К.А. Граве, В.И. Серебровского наиболее четко выражена связь юридического акта с порождаемыми им правовыми последствиями. Они считали, что усыновление - это юридический акт, в силу которого между двумя посторонними лицами возникают правовые как личные, так и имущественные отношения, существующие между родителями и детьми. Таким образом, правоотношение усыновления отождествлялось с родительским.

Позже этот вывод получил признание и в более масштабных исследованиях по усыновлению. Так, Л.А. Кузьмичева, например, считает усыновление юридически равнозначным кровному родству, рассматривая усыновление как основание возникновения родительских правоотношений. По ее мнению, "наличие специфических особенностей в условиях усыновления, в некоторых его последствиях и способах прекращения не влияет на существо порождаемых им правоотношений как родительских".

Вместе с тем она отмечает, что правом учитывается лишь общественно значимая сторона кровного родства, вследствие чего усыновление и создает отношения, в силу которых усыновленные признаются детьми усыновителей, последние - родителями этих детей. Таким образом, во-первых, усыновление как юридический акт рассматривается в качестве одного из оснований возникновения родительских правоотношений, во-вторых, автор отождествляет правоотношения по усыновлению с родительскими.


+7 (968) 478 11 45

  • Юридические услуги;
  • Запись к юристу/адвокату;
  • Бесплатная юридическая консультация по телефону;
  • Прочие юридические вопросы.

Напишите нам: admin@yurist-77.ru

Чтобы получить бесплатную юридическую консультацию или задать интересующий Вас вопрос — напишите нам на вышеуказанный адрес электронной почты. В письме не забудьте указать номер телефона.

Юрист-77.ру

  • Юридические услуги;
  • Бесплатная юридическая консультация;
  • Юридические статьи;
  • Образцы документов.