yurist 77 logo

Юридическая консультация, телефон: +7(968) 478 11 45

  • Главная
  • Локальные нормативные акты, направленные на охрану труда

Локальные нормативные акты, направленные на охрану труда

Значительная часть норм, размещённых в нормативных актах, определяющих требования к охране труда в РФ, предполагает их развитие в локальных нормативных актах, посвященных проблеме охраны труда.

Причём, некоторая часть таких локальных нормативных актов не обязательна, хотя и рекомендована для разработки и принятия работодателем, а остальные же обладают признаком обязательности. К первой группе следует отнести коллективный договор и соглашения по охране труда. Данный вывод образуется из текста ТК РФ, в соответствии со ст. 41 которого, «обязанности работодателя в области улучшения условий и охраны труда работников могут быть включены в содержание коллективного договора». Существенную трудность применительного свойства имеет степень дозволительности учёта конкретизированных требований федерального закона субъектами трудового правоотношения, являющихся участниками обсуждения условий коллективного договора.

Так, предметом обсуждения и внесения в коллективный договор, по мнению Г.В. Хныкина, должны стать, например, вопросы о сумме, которой обладает фонд охраны труда организации (определённая ст. 226 ТК РФ в размере, не менее 0,2 % от суммы затрат на производство продукции), о перечне и сроках проведения аттестации рабочих мест в конкретных подразделениях, об обучении и проверке знаний об охране труда. Вероятно, в данный список следует добавить вопрос о дополнительном внешнем контроле за качеством охраны труда, организуемой работодателем.

Однако, особое внимание следует обратить на следующие приложения к коллективному договору, посвященные вопросам охраны труда, а именно:

  • на перечень профессий и должностей работников, по которым производится выдача: а) спецодежды, спецобуви и других СИЗ, а также моющих, смазывающих и обезвреживающих средств по установленным в централизованном порядке нормам; б) средств индивидуальной защиты работников по нормам, установленным работодателем и за его счёт; в) технологической и форменной одежды за счёт средств работодателя;
  • на перечень должностей работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, для которых предусмотрены льготы и компенсации, связанные с предоставлением: а) пенсии за счёт средств работодателя; б) дополнительного отпуска и сокращённого рабочего дня; в) доплаты к тарифной ставке; г) молока или других равноценных продуктов; д) лечебно-профилактического питания.

Такие перечни, как правило, составляются в соответствие с нормами ТК РФ, на основе типовых межотраслевых или отраслевых правил охраны труда или специальных постановлений уполномоченного органа Правительства РФ, т.е. обладают признаком обязательности для их разработки работодателем, и при этом, они должны учитывать специфику труда и производства, характерную для данной организации.

Здесь следует акцентировать внимание на необходимости расширения выше названных перечней, также и перечнями, содержащими учёт:

  • тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при которых запрещается применение труда женщин (ст. 253 ТК РФ);
  • работ, при которых запрещён труд лиц до 18 лет (ст. 265 ТК РФ);
  • перечень лиц, которые должны проходить обязательные профилактические прививки от инфекционных заболеваний (ч. 2 ст. 213 ТК);
  • работ и профессий, при назначении на которые работники должны проходить обязательное обучение по охране труда и проверку знаний;
  • видов работ повышенной опасности, проводимых по наряду-допуску (газоопасных, сосудах работающих под давлением, огневых и т.д.);
  • должностей, работа на которых предусматривает обязательное прохождение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) и др. (ст. 213 ТК РФ).

Акцентирование внимания на необходимости разработки и принятия в рамках коллективного договора внутрипроизводственных перечней в форме локальных нормативных актов, направленных на охрану труда, объясняется тем, что, в отличие от иных локальных нормативных актов, такие перечни играют особую роль в связи с их распространенностью на практике и обязательностью их разработки и принятия в случаях, предусмотренных законодательством, например, согласно правил ст. 222, 253, 265 ТК РФ.

В случае, если коллективный договор в организации не заключается, то выше указанные перечни имеют самостоятельный характер и должны оформляются соответствующими приказами работодателя.

При этом, некоторая законодательная неурегулированность в вопросе обязательности разработки и принятия работодателем локальных нормативных актов, направленных на охрану труда, в виде соответствующих перечней, даёт основание предполагать, что список перечней, посвящённых охране труда и являющихся обязательными для разработки и принятия в каждой организации, необходимо закрепить или в специальном правовом акте федерального органа исполнительной власти, например, в Постановлении Правительства РФ № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» или конкретизировать бланкетный характер ч. 21 ст. 212 ТК РФ, изложив её в приведённой примерной редакции: «Работодатель обязан обеспечить… принятие комплекта нормативных правовых актов, локального характера, являющихся, в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, обязательными и содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности». Указанное позволит избежать двусмысленного толкования нормативного установления посредством конкретизации требования охраны труда.

Другим, не вменённым требованием закона к обязательному применению работодателем, является соглашение об охране труда (ст. 47 ТК РФ), разработанное в виде подробной программы работ, направленных на предупреждение несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, а также на санитарно-бытовое обеспечение работников, совершенное в форме планирования и проведения мероприятий по охране труда с указанием сроков выполнения, стоимости работ и ответственных лиц. Такое соглашение заключаются между выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом и работодателем и, как правило, прилагаются к коллективному договору. Оно также имеет рекомендательный характер, при том, что ряд требований охраны труда, выраженных в обязательных к применению, действиях, как правило, составляет предметное наполнение таких соглашений. В частности, это аттестация рабочих мест, проверка знаний и т.д.

Частный юрист в Москве: составление и подача документов, представительство в суде, исполнение решения суда, выезд к клиенту.

Ко второй группе локальных нормативных актов, направленных на охрану труда и уже имеющих обязательный для работодателя, характер, относят инструкции по рабочим местам, регламенты процессов, ПЛАС и иную документацию по охране труда.

По определению К.Я. Ананьевой, «инструкция по охране труда – это нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности».

Такие инструкции являются обязательными локальными актами, которые должны быть в каждой организации. Работодатель обязан разработать и утвердить инструкции по охране труда по каждому рабочему месту, с учётом мнения представительного органа работников (ст. 212 ТК РФ).

Инструкции по охране труда разрабатываются на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций и должны соответствовать наименованиям профессий и перечням видов работ, имеющихся в организации. Основные требования по форме и содержательным условиям, подлежащим отражению в инструкции по охране труда установлены Методическими рекомендациями по разработке инструкций по охране труда.

При этом детализацию положений применительно к отрасли и виду производственной деятельности дают специальные распорядительные акты, издаваемые управомоченным федеральным органом исполнительной власти. Например, согласно требований Приказа Минсельхоза РФ «Об утверждении Правил по охране труда в животноводстве» на действующих и вновь созданных организациях должна быть разработана и утверждена в установленном порядке технологическая документация с указанием мер по безопасному ведению производственного процесса и безопасной эксплуатации машин и оборудования. Документация должна быть составлена в соответствии с техническими условиями, инструкциями по эксплуатации применяемых машин, оборудования и инструмента, техническими стандартами, стандартами системы безопасности труда, Правилами, а также действующими технологическими отраслевыми нормами.

Создав достаточно массивный объём справочно-рекомендательных нормативных актов, законодатель весьма жестко реагирует на неисполнение предлагаемых рекомендаций по разработке и принятию инструкций по охране труда, а также  по осуществлению контроля за их исполнением, устанавливая меру ответственности за нарушение правил охраны труда, вплоть до санкции УК РФ (ст. 143), под которым судебная практика подразумевает, в том числе и непринятие должностным лицом мер по разработке соответствующих инструкций.

В целях исполнения требований законодательства, рекомендованных или обязательных к отражению в локальных нормативных актах, а также для применения и контроля локальных нормативных установлений в рамках обособленного производства (деятельности), работодатель обязан создать службу охраны труда (ст. 217 ТК РФ).

Таким образом, можно подытожить следующее: государственные нормы, определяющие требования охраны труда в РФ, должны быть развиты в локальных нормативных актах, посвященных вопросам охраны труда. Законодатель предусматривает рекомендательный характер для части таких локальных нормативных актов, поскольку не требует обязательности их разработки и принятия работодателем. Часть актов обладают признаком обязательности.

К  первой   группе следует отнести коллективный договор  и  соглашения по охране труда.

Ко второй группе относятся определяемые нормами трудового и связанного с ним законодательства перечни работ и профессий, инструкции по рабочим местам и другие нормативные акты.

Метки: Работа

delites v sotsialnykh setyakh280


Другие материалы

Реклама


+7 (968) 478 11 45

  • Юридические услуги;
  • Запись к юристу/адвокату;
  • Бесплатная юридическая консультация по телефону;
  • Прочие юридические вопросы.

Напишите нам: admin@yurist-77.ru

Чтобы получить бесплатную юридическую консультацию или задать интересующий Вас вопрос — напишите нам на вышеуказанный адрес электронной почты. В письме не забудьте указать номер телефона.

Юрист-77.ру

  • Юридические услуги;
  • Бесплатная юридическая консультация;
  • Юридические статьи;
  • Образцы документов.