Юридические статьи

Криминологическая характеристика личных особенностей несовершеннолетних преступников

К сожалению, в настоящее время мероприятия социального контроля девиантных явлений в общественной жизни, проводимые государственными органами и обществом, не дают реальных результатов. Это в первую очередь обусловлено и отсутствием специальных комплексных исследований, в том числе связанных с изучением личности преступника-девианта. Понимание субъекта преступления предполагает выяснение широкого круга вопросов, включающих, с одной стороны, установление правовых признаков, характеризующих субъекта преступления в уголовном праве, и, с другой стороны, раскрытие социально-политического, демографического, этического, морального облика преступника.

Личность преступника - основное и важнейшее звено механизма преступного поведения, и ее особенности, которые порождают такое поведение или способствуют ему, должны всегда быть непосредственным объектом предупредительного воздействия. Характеристика личности преступника - одна из ведущих и наиболее сложных проблем криминологии. Структура личности преступника представляет собой совокупность интегрированных в ней социально значимых свойств, образовавшихся в процессе многообразного и систематического взаимодействия с другими людьми. Именно посредством взаимодействия личность становится субъектом деятельности, познания и общения. То есть личность в криминологии должна рассматриваться как член общества, социальных групп или иных общностей, как носитель социально-типичных черт. Проблема личности преступника относится к числу ведущих и вместе с тем наиболее сложных проблем криминологии. История этой науки свидетельствует о том, что важные дискуссии криминологи вели и ведут как раз по поводу личности преступника. Успешное предупреждение отдельных преступлений возможно лишь в том случае, если внимание исследователей и правоприменителей будет сконцентрировано на личности преступника, поскольку именно личность является «виновным носителем» причин их совершения, важнейшим звеном всего механизма преступного поведения. Те ее особенности, которые порождают преступное поведение, должны быть непосредственным объектом предупредительного воздействия.

Единого, общепризнанного определения личности нет. На вопрос, что такое личность, психологи и социологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении их мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности и личности преступника в особенности. Слово личность («реrsonaliti») в английском языке происходит от латинского «реrsonа». В психологической науке распространена точка зрения, согласно которой личность человека представляет собой систему социально-психологических свойств и качеств, в которых отражены связи взаимодействие человека с социальной средой посредством практической деятельности. Социолог С. Фролов отмечает, что существует пять факторов, оказывающих влияние на формирование личности: биологическая наследственность; физическое окружение; культура; групповой опыт; уникальный индивидуальный опыт.

Универсальным может считаться такое определение: личность - это результат становления человека путем накопления жизненного опыта и преодоления жизненных трудностей. Личность находится и в центре внимания всех наук криминального профиля - личность подозреваемого, виновного, преступника. Распространенное определение личности преступника состоит в следующем: это совокупность свойств и качеств человека, которые при определенных ситуативных обстоятельствах или помимо них приводят к совершению преступления.

Личность преступника в уголовном праве - это система социально значимых свойств лица, совершившего преступление, отражающих возможности его исправления уголовно-правовыми средствами. Наказание за преступление всегда конкретно и индивидуально. Личность, к которой применяется наказание, тоже конкретна и индивидуальна. В уголовном праве и, особенно, в криминологии большое внимание уделяется проблеме личности тех, кто совершает преступление. Именно изучение личности виновного часто служит ключом к выяснению причин и условий совершения преступлений в обществе, а значит, и их ликвидации и эффективному предупреждению.

Только «комплексный подход к изучению личности несовершеннолетнего позволит определить меры наиболее эффективного воздействия на него» утверждает Е. Г. Арефинкина. При назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного. Неадекватность общественной опасности деяния и личности виновного наиболее ярко проявляется по делам о преступлениях несовершеннолетних. Личность подростка находится на стадии ее формирования и этот процесс сложен и противоречив. В структуре личности несовершеннолетнего легко уживаются положительные и отрицательные качества. «Можно было бы избежать многих ошибок, если бы практические органы в центр своего внимания и профессиональных усилий всегда ставили личность, а не только условия ее жизни или иные влияния на нее». Это в полной мере относится к несовершеннолетним преступникам.

В центре внимания находится подросток, сознание и психика которого, в отличие от взрослого индивида, находятся в стадии интенсивного становления, обусловливая повышенную восприимчивость, как к позитивным, так и к негативным влияниям. Следовательно, и «истоки преступного поведения несовершеннолетних и большей части взрослых преступников - пишет И. И. Карпец, - требуется искать в начале их жизненного пути, там, где только начиналось формирование личности».

В связи с этим, и возникает сложная задача - проанализировать формирование личности несовершеннолетнего преступника, т. е. выяснить почему, по какой причине, под влиянием каких социальных условий возникают в личности те черты, которые впоследствии приводят к преступному поведению.

Негативные антиобщественные установки у подростка появляются не сами по себе. Они социальны по своему происхождению. Их формирование происходит в процессе взаимодействия с окружающей средой, в постоянном и непосредственном общении со сверстниками, родителями, другими взрослыми людьми при осуществлении подростком различных связей и ролей в повседневной жизни. Негативные условия социальной среды способны активно порождать многоплановые личностные деформации (искажение интересов, потребностей, ценностных ориентации), которые при определенной жизненной ситуации могут выразиться в форме преступного поведения. А это означает, что ни один социальный фактор не может определять поведение, не преломляясь через психологию субъекта.

Вместе с тем, сама личность несовершеннолетнего в силу возрастных особенностей характеризуется специфическим набором, небезразличных в криминологическом отношении, психологических свойств и качеств. Последние, подвергаясь воздействию неблагоприятных условий жизни и воспитания, нередко заостряются, повышая тем самым вероятность девиантного, в том числе, преступного поведения.

В связи с вышесказанным целесообразно отметить, что отрицательные влияния социальной среды в отношении конкретного подростка не приводят неизбежно к формированию криминогенной личности, точно так же как и наличие таких взглядов у отдельного подростка не обязательно приведет его к совершению противоправного деяния. Для этого необходимо действие целого комплекса факторов, т. к. каждый подросток (также как и взрослый), находится в точке пересечения различных воздействий, формирующих его как личность и определяющих его поведение: неблагоприятные условия социальной среды, взаимодействуя с психолого-возрастными особенностями личности подростка, создают у нее устойчивые деформации, способные в сочетании с конкретной жизненной ситуацией выразиться в совершении уголовно наказуемого деяния.

Главное при рассмотрении личности несовершеннолетнего преступника - возраст, т. к. с ним связаны определенные биологические, психологические и психические изменения в структуре личности. Как отмечал М. Н. Гернет, возрастом обусловлен определенный уровень развития сил, интеллекта, влечений, поскольку «физически» становится возможным совершение определенных преступлений.

Процесс социализации человека начинается с раннего возраста. По словам И. С. Кона, «человек с самого раннего детства начинает усваивать роли, которые формируют его личностные качества».

В детстве человек складывается как общественное существо, у него развиваются интеллект, умение анализировать и обобщать окружающие явления, способность предвидеть возможные последствия своих поступков; вырабатываются волевые качества: настойчивость, целеустремленность, самоконтроль, активность, инициатива; формируются самосознание, чувство собственного достоинства, стремление к самостоятельности. Все это связано с криминологическим изучением личности несовершеннолетнего.

Возрастное изменение личности не является причиной. Определяя возрастные особенности преступников, криминологи обычно делят несовершеннолетних на следующие группы: 14-15 лет - подростково-малолетняя, 16-17 лет - несовершеннолетние. Статистические данные МВД РФ показывают, что более половины несовершеннолетних, совершивших преступления впервые, относятся к возрастной категории 16-17 лет - 47,7%. Подростки 14-15 лет совершают 30-32% преступлений. Причем, удельный вес преступлений, совершаемых 14-15-летними подростками, из года в год растет примерно на 0,6-0,7%, а удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними, как правило, в 1,2-1,3 раза выше показателя по всем категориям привлеченных к ответственности граждан.

Среди несовершеннолетних преступников преобладают лица мужского пола. Это объясняется, прежде всего, различием социальных связей со средой, в которой развивается личность, условий, нравственного форм личности, разницей в характере и соотношении типичных конфликтных ситуаций. Преобладание среди несовершеннолетних правонарушителей лиц мужского пола связано с психическими и психологическими особенностями пола, с исторически сложившимся различием поведения, воспитания мальчиков и девочек, с большей активностью, предприимчивостью, склонностью к риску и другими общехарактерологическими свойствами мужчин. Согласно статистике, в общей массе несовершеннолетних, совершивших преступления, девушки составляют около 7-9%. В последние годы наблюдается расширение круга и количества преступлений, которые совершают девочки-подростки и девушки. Это не случайно, как не случайно и то, что увеличилось число подростков женского пола, которые занимаются проституцией, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни, неизбежным следствием чего является преступное поведение.

В юридической литературе часто указывается на взаимосвязь образовательного уровня и личности преступника. По этому признаку можно судить о потенциальных возможностях личности несовершеннолетнего правонарушителя в исполнении им своих социальных функций, зависящих в определенной степени от уровня его культуры, интересах.

Говоря об уровне образования несовершеннолетних преступников, надо заметить, что он более низкий, чем у сверстников. Среди них часто встречаются второгодники, бросившие учебу в школах, ПТУ, а некоторые- во вспомогательных школах. Более 30% несовершеннолетних, совершивших преступления, нигде не учились и не работали, причем наблюдается тенденция роста числа неработающих и нигде не обучающихся участников преступлений.

Проблема трудовой занятости подростков в стране остается довольно напряженной, и прогноз в этом направлении не утешителен. В связи с этим доля неработающих и не обучающихся подростков в структуре преступности несовершеннолетних будет возрастать.

С криминологической точки зрения, особое значение имеет изучение семейного положения несовершеннолетних преступников. Это вполне понятно, именно в семье формируются социально значимые качества личности и свойственные ей оценочные критерии. Исследования показывают, что более 2/3 несовершеннолетних преступников воспитывались в неполных семьях, а также в семьях, испытывающих материальные трудности, имеющих конфликтные отношения между родителями и детьми, ведущими асоциальный образ жизни. Каждого 8-10 рецидивиста, вставшего на преступный путь в раннем возрасте, в пьянство и совершение преступлений вовлекли родители, старшие братья, близкие родственники. 10 % подростков, совершивших общественно опасные деяния до наступления возраста уголовной ответственности- социальные сироты. Кроме того, неблагополучная семья оказывает негативное влияние не только на собственных членов, но и на других подростков, с которыми дружат их дети. Таким образом, происходит процесс «заражения» подростков, не принадлежащих непосредственно к данной семье.

Немаловажными для характеристики личности несовершеннолетних преступников являются особенности их правового сознания. В целом для них характерны глубокие дефекты правосознания, что в известной мере объясняется двумя факторами: общей правовой неграмотностью как всего населения в целом, так и несовершеннолетних; негативным социальным опытом самого несовершеннолетнего.

Характерные особенности имеет и круг общения несовершеннолетних правонарушителей. В основном это - ранее судимые, злоупотребляющие спиртными напитками, наркотиками. Особой является и проблема досуга. Свободного времени у несовершеннолетних правонарушителей в 2-3 раза больше, чем у их законопослушных сверстников. В то же время согласно результатам отдельных исследований по мере увеличения свободного времени интересы подростков деформируются и приобретают негативный оттенок. Более того, чем больше свободного времени, тем выше вероятность совершения правонарушений. По данным тех же исследований, из числа подростков, имеющих 2-3 часа свободного времени, на учете в милиции состояло 18%, 5-7 часов - 53%. Именно в досуговой сфере подростки приобщаются к употреблению наркотиков и сильнодействующих веществ, спиртных напитков, под воздействием которых позитивная направленность личности исчезает и совершается большинство преступлений.

В заключение необходимо отметить, что изучение личности продолжает оставаться одной из самых сложных проблем - ни в одной из современных наук нет совершенной теории личности. Вопрос становится принципиальным, когда объектом изучения становится несовершеннолетний преступник: с одной стороны - лицо, совершившее общественно опасное деяние, с другой - несформировавшийся подросток, нуждающийся в особой заботе, несоциализированный или недостаточно социализированный.

Метки: Уголовное право


yurist 77 ru yuridicheskie uslugi