yurist 77 logo2

Конституция РФ – как основной источник закрепления института референдума

Одной из новелл Конституции РФ 1993 г. является то, что она в отличие от предшествующих, не просто декларирует возможность использования института референдума для решения наиболее важных вопросов государственной и общественной жизни, а включает его наряду с выборами в механизм реализации народовластия в России (ст. 3) как высшее и непосредственное выражение власти народа. Логическое развитие это положение главы “Основы конституционного строя” получает в следующей, второй главе Конституции, закрепляющей основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации, в ст. 32 которой закреплено индивидуальное право граждан на участие в референдуме.

Также, нужно отметить, что Конституция Российской Федерации предусматривает референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум, следовательно, институт референдума можно использовать на всех уровнях власти.

Действие нормы о референдуме как высшем выражении власти народа нельзя рассматривать отдельно от содержания норм других статей Конституции. В частности ч.2 ст. 66 определяет, что устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принимается законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Это прямое конституционное предписание. Отсылка к ч. 3 ст. 3 Конституции для использования процедуры принятия устава на референдуме явилась бы некорректной, так как в данном случае сама Конституция предписывает принятие устава представительным органом, а не вынесение его на референдум.

Конституция отнесла к компетенции Президента право назначения всероссийского референдума. По прежней Конституции это полномочие было закреплено за Съездом народных депутатов, то есть за представительным органом.

Изменение субъекта, обладающего названным правом, обусловлено конкретными сложными условиями развития России, так как сохранение этого права за столь политически поляризованным парламентом могло бы превратить референдум не в инструмент разрешения противоречий, а в орудие политической борьбы.

Однако это не означает, что Президент становится единственным субъектом, обладающим этим правом.

В соответствии со ст. 84 Конституции, Президент Российской Федерации назначает референдум в соответствии с федеральным конституционным законом. Последний предусматривает условия обязательного назначения референдума по требованию указанных в нем органов, определенного количества депутатов, а также избирателей. В этом законе должно найти развитие положение о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа, что может и явиться основанием для установления особой юридической силы, решений принятых на референдуме. Проведение референдумов на местном уровне и уровне субъектов Российской Федерации будет подчиняться нормам законодательства о референдуме субъектов Российской Федерации, принимаемого в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и конституционными нормами, регулирующими право граждан участвовать в референдуме (ст. 32 Конституции).

Часть вторая статьи 130 Конституции РФ определяет основные институты местного самоуправления, которые обеспечивают гражданам реальную самостоятельность при принятии ими решений по вопросам местного значения. К ним относятся местный референдум, выборы, другие формы прямого волеизъявления граждан, а также формируемые ими выборные и другие органы местного самоуправления. Таким образом, в местном самоуправлении сочетаются формы непосредственной и представительной демократии.

Местный референдум может использоваться в двух формах:

  • во-первых, как способ принятия решений, требующих непосредственного волеизъявления большинства граждан, проживающих на данной территории. В таком случае он проводится по мере необходимости и используется для принятия решений, наряду с выборными органами местного самоуправления;
  • во-вторых, как избранная населением форма самоуправления, полностью заменяющая представительные органы самоуправления на данной территории. Такая форма самоуправления возможна в территориальных единицах с небольшой численностью населения.

Таким образом, нужно отметить, что Конституция РФ в наиболее общем виде регулирует вопросы, связанные с референдумом: закрепляет, что референдум наряду с выборами является высшим непосредственным выражением власти народа, закрепляет право граждан на участие в референдуме как один из компонентов более общего права граждан непосредственно участвовать в управлении делами государства; разграничивает предметы ведения Федерации и ее субъектов в части регулирования прав и свобод человека, к которым относится и право на участие в референдуме. Регулирование этого права находится в ведении Российской Федерации, а защита – в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Юридические услуги: юридическая консультация, судебно-претензионная деятельность, исполнительное производство.


 

delites v sotsialnykh setyakh280

Рубрика "Сам себе юрист"

В связи с многочисленными вопросами по взысканию задолженностей за платежи (взносы, ЖКУ), а также действий по исполнению судебного решения — публикуем следующее:

Взыскание долгов за ЖКУ/взносы в СНТ самостоятельно

Составляем иск/судебный приказ, рассчитываем проценты за просроченный платёж → Для составления своего иска/приказа используйте шаблон иска о взыскании задолженности за ЖКУ и капремонт (тоже самое, только нежилое помещение), судебный приказ по задолженности за ЖКУ и капремонт МКД. Если нет каких-либо сведений о должнике (дата рождения, место рождения) или Вы хотите взыскать ещё расходы на представителя, то следует подавать иск. Также можно подать сразу иск, а не приказ, чтобы избежать лишней волокиты с его возможной отменой → Примерный перечень документов для взыскания долгов за ЖКУ. Он также есть в каждом иске или приказе. → Судебный приказ по должникам в СНТ → Подайте необходимый пакет документов в суд (определите подсудность). Ходите на все заседания (даже на собеседование), соблюдайте культуру судебного процесса → После вынесения и вступления в законную силу решения судя можно приступать к его исполнению.

Самостоятельное исполнение судебного решения

Подача исполнительных документов в территориальный отдел ФССП (ОСП) → Составьте заявление о принятии к исполнению судебного приказа или заявление о принятии к исполнению исполнительного листа → Ходите на приёмы к приставу-исполнителю и оказывайте всяческое содействие → Вам также могут понадобиться: образец заявления на розыск должника, образец заявления на розыск документов → Если пристав пропускает сроки исполнительного производства, а также плохо выполняет свою работу, то жаловаться нужно старшему приставу-исполнителю (образец жалобы) → Нужно знать, что действия пристава можно оспорить в суде, надзор за действиями пристава осуществляет прокуратура, также законом предусмотрено возмещение ущерба от действий пристава.



+7 (968) 478 11 45

  • Юридические услуги;
  • Запись к юристу/адвокату;
  • Бесплатная юридическая консультация по телефону;
  • Прочие юридические вопросы.

Напишите нам: admin@yurist-77.ru

Задайте интересующий Вас вопрос — напишите нам на вышеуказанный адрес электронной почты. В письме укажите контакты для связи.

Время работы

  • пн — пт: 9:00 – 21:00;
  • сб — вс: 10:00 — 18:00;
  • спросить юриста — 24/7.