yurist 77 logo

Классификация трудовых споров

Принципиально различный порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров определяет особое значение их классификации по указанному признаку. В мировой практике существует несколько способов разграничения индивидуальных и коллективных трудовых споров. В соответствии с первым, наиболее широким пониманием этого разграничения коллективный трудовой спор трактуется таким образом, что любое нарушение прав одного работника является нарушением прав и других работников и, соответственно, спор в любом случае является коллективным. Иными словами, никакого разграничения трудовых споров на индивидуальные и коллективные в данном случае нет, и значение классификации теряется. 

Вторым способом разграничения является определение коллективного трудового спора, как любого спора о нарушении положений коллективного договора, независимо от того, один работник пострадал от такого нарушения или несколько.

Третьим, одним из наиболее часто встречающихся подходом является разграничение индивидуальных и коллективных трудовых споров в зависимости от количества работников, участвующих в споре.

Наконец, при четвертом подходе коллективные трудовые споры понимаются наиболее узко, из их числа исключаются даже массовые нарушения индивидуальных трудовых прав работников, осуществляемые одновременно. Такие споры трактуются как набор индивидуальных трудовых споров. Как отмечается в юридической литературе, такой подход принят, в частности, в России. Исходя из определения коллективного трудового спора, данного в ст. 398 ТК и порядка выдвижения требований работников и их представителей, указанного в ст. 399 ТК, для того, чтобы трудовой спор был признан коллективным, он, во-первых, не может быть связан с нарушением законодательства, и, во-вторых, требования должны предъявляться коллективом работников.

Таким образом, трудовые споры отличаются количеством их участников со стороны работников. Что касается противоположной стороны коллективного спора, то теоретически количество участников со стороны работодателя не столь принципиально. Однако на практике это может иметь значение. В связи с этим следует отметить, что определение участников в индивидуальных и коллективных трудовых спорах со стороны работодателя в ТК достаточно неоднозначно. Например, по определению коллективного спора его участниками являются коллектив работников и работодатели (т.е. формально группа). Однако, большинство коллективных трудовых споров возникает в рамках одной организации (например, по заключению, изменению и выполнению коллективных договоров, в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников, при принятии актов, содержащих нормы трудового права).

По убеждению А.В. Якушева, необходимо отметить, что трудовые споры между коллективом работников и одним работодателем, одним работником и группой работодателей не попадают под определения, предложенные ТК. Правовая наука требует формальной определенности правовых норм, в связи с чем, указанные определения нуждаются в редакции, поскольку не обеспечивают однозначного применения их в отечественной практике.

Общепринятой в мировой практике, по утверждению И.Я. Киселева, является классификация трудовых споров не только в зависимости от того, являются ли они индивидуальными или коллективными, но и по предмету – на споры о праве (юридические или исковые) и споры об интересах (экономические или неисковые).

Первые возникают по поводу применения юридически обязательных норм (закона, коллективного договора, трудового договора и др.), вторые связаны с требованиями, не основывающимися на каких-либо юридически зафиксированных обязательствах, например, об увеличении заработной платы. Поскольку в первом случае речь идет о правонарушении, наиболее распространенным способом рассмотрения таких споров является применение к ним судебных процедур. Споры же об интересах чаще всего разрешаются с помощью примирительно-третейских процедур.

Как видно из определения коллективного трудового спора, содержащегося в ст. 398 ТК, к коллективным трудовым спорам относятся и споры о праве (по поводу выполнения коллективных договоров и соглашений), и споры об интересах. Необходимо отметить, что ТК нигде не упоминает о конфликтах интересов, стороной которых является один работник (т.е. об индивидуальных конфликтах интересов).

Ранее Кодекс законов о труде РСФСР (далее – КЗоТ) в ст.ст. 201 и 219 предполагал наличие индивидуальных трудовых споров такого рода – споров об установлении работнику новых или об изменении существующих условий труда, не урегулированных законами и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Разрешением таких споров, имеющих экономический характер, могли заниматься администрация (представители работодателя) и соответствующий профсоюзный орган  в пределах предоставленных им прав.

В настоящее время ТК не рассматривает конфликт интересов, возникающий между работодателем и отдельным работником, в качестве трудовых споров. Такие конфликты могут разрешаться путем непосредственных переговоров работника и работодателя (его представителя) с целью достижения соглашения в рамках договорного регулирования трудовых отношений (ст. 9 ТК). Представляется все же, что следует выделить в ТК в числе индивидуальных трудовых споров не только конфликты прав, но и конфликты интересов и предусмотреть для них определенные механизмы регулирования (т.е. положения по ведению вышеупомянутых переговоров, роль представительных органов в урегулировании данных споров и т.д.).

Ориентируясь на тему работы, имеет смысл рассмотреть деление индивидуальных трудовых споров по способу их разрешения. По мнению Н.Г. Бая, индивидуальные трудовые споры делятся на споры, разрешаемые в общем порядке - когда спор разрешается в комиссии по трудовым спорам, а затем в суде; споры, разрешаемые в судебном порядке - когда в комиссию по трудовым спорам обращаться не нужно. Классификация по данному признаку имеет особенное значение в связи с тем, что порядок рассмотрения трудового спора - это установленная для данного юрисдикционного органа определенная форма процесса разбирательства, начиная с принятия заявления и заканчивая вынесением решения по данному делу.

Таким образом, деление трудовых споров на виды, имеющие значения для рассматриваемой темы, можно представить в виде обобщающих таблиц 2, 3 и 4, приведенных в приложении к настоящей работе. Исходя из вышеизложенного, по поводу подхода к классификации трудовых споров можно резюмировать следующее.

Трудовые споры, стороной которых является один работник, всегда относятся к индивидуальным трудовым спорам. Вместе с тем, исходя из определения индивидуального трудового спора, данного в ст. 381 ТК, индивидуальные трудовые споры всегда относятся к категории юридических споров (споров о праве, или конфликтов прав). Такие споры возникают в связи с разногласиями по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора. Их также называют исковыми, поскольку, будучи переданными в суд, рассматриваются в порядке искового производства.


+7 (968) 478 11 45

  • Юридические услуги;
  • Запись к юристу/адвокату;
  • Бесплатная юридическая консультация по телефону;
  • Прочие юридические вопросы.

Напишите нам: admin@yurist-77.ru

Чтобы получить бесплатную юридическую консультацию или задать интересующий Вас вопрос — напишите нам на вышеуказанный адрес электронной почты. В письме не забудьте указать номер телефона.

Юрист-77.ру

  • Юридические услуги;
  • Бесплатная юридическая консультация;
  • Юридические статьи;
  • Образцы документов.