yurist 77 logo

Характеристика правового статуса иностранных граждан в России

Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации (ст. 3 указанного Федерального закона). 

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности (ст. 1). В нем закреплены общие принципы правового положения иностранцев в России, их основные права, свободы, обязанности и ответственность.

Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, закреплен в ст. 62 Конституции. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Иные принципы правового положения иностранных граждан в России, определенные федеральным законодательством, характеризуются демократическими началами.

В ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. определено, что иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Подобное определение закреплено и в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации».

Понятие «иностранный гражданин» используется в законодательстве России еще с XIX века.

Так, например, в ст. 817 Свода законов о состояниях иностранцами признавались вообще все подданные других держав, не вступившие установленным порядком в подданство России. Следовательно, только подданные других держав (государств) могли называться в России иностранцами.

В первые годы существования Советской власти законодательство РСФСР установило, что иностранцами считаются лишь лица, не являющиеся гражданами РСФСР, проживающие на ее территории временно или постоянно и обладающие правами гражданства какого-либо иностранного государства. Указанный подход к определению иностранцев оставался приоритетным в юридической литературе вплоть до 1977 г. Как видно, понятие «иностранец» охватывало всех лиц, находящихся на территории государства, которые не являлись его гражданами, но состояли в гражданстве (подданстве) другого (иностранного) государства. Понятия «иностранец» и «иностранный гражданин» рассматривались как тождественные.

После принятия Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. в юридической литературе некоторыми авторами стал обсуждаться вопрос о необходимости нового подхода в определении этих понятий и об ином их соотношении. Они считали, что понятие «иностранец» теперь неравнозначно понятию «иностранный гражданин», и его следует рассматривать как родовое понятие, охватывающее две категории лиц: «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства». В своей аргументации представители данной точки зрения в основном исходили из того, что в тексте новых Конституций имелось три самостоятельных термина: «иностранные граждане», «лица без гражданства» и «иностранцы». Так, в ст. 37 Конституции СССР говорилось о правах и обязанностях двух категорий лиц: иностранных граждан и лиц без гражданства. В ст. 38 Конституции применительно к праву убежища говорилось об – иностранцах вообще.

Однако использование в Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. обобщающего термина «иностранец» для краткого обозначения иностранных граждан и лиц без гражданства в конкретном частном случае явилось результатом некой технико-юридической погрешности, допущенной законодателем при создании текста конституции. В дальнейшем это привело к неверному, широкому толкованию данного термина некоторыми исследователями.

Современное российское законодательство четко разграничивает эти понятия (например, ст. 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»).

Выделяются три категории иностранных граждан: постоянно проживающие, временно пребывающие и временно проживающие в Российской Федерации. В их статусе есть определенные различия.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание (ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г.).

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, пребывающего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы или срока, установленного Федеральным законом, если на момент истечения указанных сроков им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему было разрешен въезд в Российскую Федерацию.

Разрешение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальными органами.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание (ст. 5).

Разрешение на временное проживание иностранному гражданину может быть выдано в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством РФ по предложению исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте РФ и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

Без учета утвержденной Правительством квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

  • родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;
  • признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;
  • имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ;
  • состоящему в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в РФ;
  • осуществившему инвестиции в РФ в размере, установленном Правительством Российской Федерации;
  • в иных случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 6).

Статья 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. определяет основания отказа в выдаче или аннулировании разрешения на временное проживание.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство.

Вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в нее. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.

До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

Вид на жительство содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату рождения, пол, гражданство иностранного гражданина, номер и дату принятия решения о выдаче вида на жительство, срок действия вида на жительство, наименование органа исполнительной власти, выдавшего вид на жительство, и оформляется в виде документа установленной формы (ст. 8).

Правовое положение иностранных лиц в России определяется и иными федеральными законами, положения которых будут рассмотрены нами ниже, а также международными договорами Российской Федерации.


+7 (968) 478 11 45

  • Юридические услуги;
  • Запись к юристу/адвокату;
  • Бесплатная юридическая консультация по телефону;
  • Прочие юридические вопросы.

Напишите нам: admin@yurist-77.ru

Чтобы получить бесплатную юридическую консультацию или задать интересующий Вас вопрос — напишите нам на вышеуказанный адрес электронной почты. В письме не забудьте указать номер телефона.

Юрист-77.ру

  • Юридические услуги;
  • Бесплатная юридическая консультация;
  • Юридические статьи;
  • Образцы документов.