Юридические статьи

Как закрыть ИП

По данным статистики индивидуальные предприниматели все чаще стали отказываться от своего бизнеса. На это есть ряд причин – отсутствие чистой прибыли, большие затраты, реорганизация в юрлицо или переход на самозанятость. Если предприниматель решил прекратить свою деятельность, ему необходимо пройти процедуры закрытия, регламентированную законом.

Шаг №1. Выбор способа проведения процедуры

Для начала стоит определиться, лично предприниматель будет заниматься ликвидацией или же специалисты из этой области.

Обратившись за помощью к специалистам, предприниматель может:

  • сэкономить драгоценное время;
  • не вникать во все тонкости процесса ликвидации;
  • избавить себя от необходимости исправления неточностей и ошибок, исправлять их будет посредник.

При самостоятельном проведении процедуры:

  • понесет меньше денежных трат, так как оплатить придется только государственную пошлину и нотариальное заверение;
  • конфиденциальная информация не получит огласку.

Стоит отдельно сказать, что сейчас многие предприниматели имеют в наличии электронную подпись, то есть возможность подписывать документы виртуально. Так вот если такая есть и процедура снятия будет проходить в удаленном режиме через сайт, то комиссию государству платить с 2019 года не нужно.

Стоимость процедуры снятия с учета

Если предприниматель занимается снятием с учета сам, то стоимость госпошлины составить 160 рублей, через посредника всего на десять рублей дороже. На иные расходы придется потратить около 1500 рублей (включая нотариальные услуги), а вот обращаясь в специализированную контору, заплатить придется около 4500 рублей (включая расценки посредника и расходы на нотариуса).

Шаг №2. Подготовка

На этом этапе многие индивидуальные предприниматели торопятся и сразу стараются заполнить и подать заявление в налоговую, тем самым допуская серьезную ошибку. Перед подачей пакета документов стоит тщательно подготовится, что бы у инспекции не было не единого вопроса, которые потом могут трансформироваться в отказ или штраф.

Первым шагом будет обязательный роспуск сотрудников.

Здесь важно оформить все правильно:

  1. Заранее, а лучше за несколько месяцев предупредить письменно всех работников о ликвидации предприятия.
  2. За две недели уведомить о данном факте службу занятости населения.
  3. Полностью покрыть долги по заработной плате сотрудников.
  4. Перечислить взносы в фонды, уплатить налоги. Зафиксировать все документально, подготовить и сдать отчеты по установленной форме.
  5. Снять предприятие с учета в фонде страхования.

Если закрывающиеся предприятие изначально не имело сотрудников, то процедура заметно упрощается. По сути, владелец никому ничего не должен, единственное требование – оплаты всех взносов за самого себя. Причем по закону это можно сделать и по завершении всей процедуры. Но не позднее двух недель со дня официального закрытия.

При этом если возникнут возражения со стороны налоговой или же она вообще затормозит процесс, данное решение может быть вынесено в судебное разбирательство. Но стоит отметить нюанс, если закрывающиеся фирма долго не активничает, а инспекция требует взносов лучше выполнить их требования ради экономии собственного времени.

Не стоит медлить с заполнением декларации. Законодатель не прописывает конкретный срок, когда ее нужно подать, каждая инспекция вправе установить свои порядки, например, потребовать ее:

  • до процедуры закрытия;
  • в течение нескольких дней (именно рабочих дней после процесса ликвидации);
  • в стандартные для этого документа сроки.

Поторопиться стоит в том случае, если подготовительный этап по ликвидации штата и выплаты взносов пройден, тогда точно можно смело закрывать личный счет.

Если предприятие – должник?

Если имеется долг (неуплаченные штрафы, невнесенные в срок пени) то процесс закрытия усложняется. Хотя по сути его вообще может и не быть, так как долг – это отличный повод к отказу органами в ликвидации, только лишь после их уплаты процесс может сдвинуться с места вновь. Но если разобраться детально, отказать не имею права, но тут придется обойти с жалобами не одну вышестоящую инстанцию.

Стоит так же учитывать, что задолженности могут быть разными:

  • по взносам в пенсионный, тут сильно переживать не стоит, так как при закрытии документы из фонда не нужны, а процесс урегулирования ситуации должен решать пенсионный и налоговая;
  • долг перед фондом соцстрахования, из-за него предпринимателю так же не могут отказать в закрытии, тем более после ликвидации вся задолженность ляжет на плечи уже физического лица;
  • долг перед сотрудниками, тут лучше, либо рассчитаться сразу, либо заранее предупредить и договорится оформить долг на руководителя как физ.лицо;
  • долг перед инспекцией по налогам и сборам, самый проблемный. Но все же есть шанс сдать документы на закрытие.

Если удалось получить положительное решение, то гасить долги все равно придется, но уже как физ.лицо. Если ранее поданные документы были правильными, а задолженность появилась из-за объективных обстоятельств, человека могут признать банкротом. При умышленной систематической неуплате может быть возбуждено уголовное дело.

Шаг №3. Третий этап. Подача заявления

Для закрытия ИП необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту нахождения предприятия. Сначала нужно оплатить пошлину, квитанцию можно скачать на официальном сайте ФНС. Она может быть стандартная или специальная (для подачи документов в многофункциональный центр). То есть ликвидация может пройти либо в налоговой, либо в МФЦ.

Госпошлину можно оплатить в любом банке, либо через интернет. Платежку важно сохранить.

Если закрытие ведет сам предприниматель, то в заявлении на ликвидацию ИП заполняются только первые два раздела.

Подать заявление можно несколькими способами:

  • лично принести и сдать в окошко;
  • отправить почтой;
  • выполнить все действия дистанционно при помощи официального сайта;
  • в функциональном центре.

Первый вариант может закончиться неудачей, так как большинство отказов как раз имеют место быть на личной встрече. Но при этом предприниматель в курсе всех проблем. Почтовой доставкой чаще всего пользуются предприниматели, проживающие далеко от налоговой инспекции.

Для удаленной подачи заявление на закрытие ИП необходимо в Личном кабинете:

  • заполнить заявление;
  • указать каким образом готовые документы будут получены, указать контакты;
  • поставить электронно-цифровую подпись;
  • выгрузить сканированные документы удостоверяющие личность;
  • подтвердить подачу заявления.

Важно! Для удаленной подачи заявления необходимо наличие у ИП электронной подписи.

В случае правильного заполнения заявления и положительном решении органов, документы о закрытии будут у заявителя на руках уже через несколько дней. В случае выявления недочетов предпринимателю будет вручен документ с их указанием.

Приостановление деятельности без закрытия

Часто бывает, что именно закрытия предприятия владелец не желает. Например, когда доход от бизнеса сезонный. Т.е в летнее – осенний период он хотел бы вести деятельность, а в остальные месяцы желает приостановить ее. Законодатель конкретно не регламентирует такую возможность. Но есть выход.

Можно сначала ликвидировать предприятие, а потом его снова открыть. Либо уменьшить штат и филиалы, в «не сезон», и восполнить его, когда дело снова будет «на плаву». Просто оставить предприятие не получится. Но такой вариант позволит снизить расходы, избежав больших долгов.

Метки: Юридические советы, Работа


yurist 77 ru yuridicheskie uslugi