Имеют ли право коллекторы звонить родственникам должника?
Этот вопрос нередко задают граждане, измученные постоянными звонками и письмами кредиторов. Ответ на него неоднозначен и зависит от ряда обстоятельств.
Когда звонки правомерны?
Существуют ситуации, когда коллекторы правомерно и обоснованно предъявляют требования о возврате долга, как самому должнику, так и его родственникам. Так происходит, если родственники выступают в кредитном договоре в качестве поручителей, залогодателей или созаемщиков. В этом случае, если кредит не был своевременно погашен должником, обязанности по его возврату возлагаются и на указанных в договоре лиц. Если же родственник значится в договоре созаемщиком, его обязательства возникают одновременно с обязательствами должника, и невозврат кредита является их общей ответственностью.
Поэтому, получив сообщение или звонок от коллектора, не стоит сразу бросать трубку, а лучше выяснить все подробности его требований и узнать, с чем они связаны. Может оказаться, что не глядя подписанные когда-то бумаги по чужим долгам, становятся причиной долгов уже своих собственных.
Так как в распоряжение коллекторов попадают уже просроченные задолженности, поручившимся за должника лицам не стоит уклоняться от общения со взыскателями. Лучше начинать срочно принимать меры по погашению долга, ведь его сумма со временем будет только расти за счет начисляемых процентов.
Случается, что родственники в заключение кредитного договора не участвовали, но должник указал их данные при оформлении документов. При таких обстоятельствах закон предусматривает два условия правомерности взаимодействия коллекторов с третьими лицами по вопросу возврата долга.
Во-первых, должник письменно, в форме отдельного документа, дает согласие на общение кредитора, направленное на погашение кредита, с указанным им лицом.
Во-вторых, данное третье лицо должно быть не против такого общения со взыскателем, то есть не возражать против него.
Учитывая, что данные другого человека вносятся банком со слов заемщика, он может назвать кого угодно, хоть родственника, хоть знакомого, и даже названное наугад имя и номер телефона, так что от подобных звонков никто не застрахован, и пугаться их не стоит.
Существенно, что должник вправе в любой момент отозвать такое согласие, направив его кредитору с помощью нотариуса, по почте с уведомлением или вручив представителю взыскателя под роспись.
Если родственник не желает общаться с коллекторами, ему достаточно высказать свои возражения в устной форме. С этого момента кредиторы не вправе его больше беспокоить.
Но даже если родственник не против общения с коллекторами, звонить ему можно не больше 1 раза в день, не более 2 раз в неделю и не чаще 8 раз в месяц. Запрещены телефонные звонки в ночное время.
Кому коллекторы звонить не имеют права?
Кроме того, существуют категории граждан, к которым коллекторы вообще не имеют права обращаться за взысканием задолженности. К ним относятся лица, признанные банкротами, проходящие лечение в стационаре, лишенные или ограниченные в дееспособности, несовершеннолетние и инвалиды 1 группы.
Данные правила установлены законом, но, к сожалению, выполняются далеко не всегда. Возникают ситуации, когда с целью воздействия на должника, коллекторы не дают покоя всей его семье, соседям, звонят на работу, требуя возврата долгов. В результате, страдает репутация заемщика, портятся его отношения с близкими и знакомыми, возникают проблемы на работе. Такие действия коллекторов неправомерны, ведь разглашение сведений о наличии задолженности третьим лицам запрещено.
Верховный суд РФ занял позицию защиты прав и интересов третьих лиц, не являющихся участниками кредитных отношений, от незаконного вмешательства кредиторов. Высшая судебная инстанция приняла решение взыскать с банка моральный вред в пользу матери, с которой путем постоянных звонков и писем, требовали вернуть долг ее сына.
Если же права лиц, не задействованных в кредитных обязательствах, нарушаются, они могут обратиться с жалобой на коллекторов в компетентные органы, такие как НАПКА, Роспотребнадзор, а также в полицию и прокуратуру, когда взыскатели прибегают к угрозам или насилию.
Каждая жалоба должна быть рассмотрена в срок не позднее 30 дней с даты поступления, с предоставлением письменного ответа заявителю.
В отношении превышающих свои полномочия коллекторов могут быть приняты меры дисциплинарного и административного характера, а в соответствующих случаях и уголовное преследование.
Знать свои права и защищать их необходимо как оформляющим кредиты гражданам, так и всем остальным. Но и об обязанностях не стоит забывать, ведь основная часть претензий к должникам предъявляется обоснованно. Для того, чтоб не доставлять беспокойства и неудобств своим близким, стоит помнить, что долг платежом красен.