Государство и общество. Гражданское общество
Государство и общество находятся в взаимном влиянии друг на друга.
Поскольку государство и общество — явления постоянно эволюционирующие, рассматривать их следует прежде всего в историческом контексте.
Выделяют две стадии, эпохи или цивилизации:
1) стадия традиционного общества;
2) стадия техногенного (индустриального и постиндустриального, или буржуазного и постбуржуазного) общества. С известными оговорками можно рассматривать в этом качестве стадию глобализации.
Государство и общество в традиционную эпоху
Специфика традиционного общества состоит: возникла в догосудаственную эпоху, сохранило ряд важных своих черт в эпоху раннего государства, фрагментарно — и при развитой государственности, вплоть до эпохи капитализма.
Религия является здесь универсальной формой общественного сознания, во многом определяющей характер соотношения и взаимодействия власти.
В течение долгого времени в структуре традиционного общества сочетаются классовые и доклассовые институты. Поэтому государство поначалу использует советы, собрания.
Постепенно родовые институты исчезают, однако элементы синкретизма сохраняются как в структуре власти, так и в общественном сознании. Так, длительное время сохраняется слитность государственной власти и собственности. В странах Востока, например, государство выступает верховным собственником земли.
Иерархическая структура традиционного общества. Важнейшими во взаимоотношениях государства и общества были не права и свободы индивидов, а их обязанности перед Богом и государственной властью.
Неодинаковый путь на Восток и Запад: Запад – эпоха Возрождения (основным действующим лицом на общественной арене стал индивид-собственник).
Государство и общество при вступлении в техногенную (буржуазную) стадию
Приходит право, отражающее формальное равенство субъектов как в сфере частных интересов, так и в отношениях с властью, утверждается единая для всех законность. Сфера частного права (т. е. имущественные, торговые, семейные отношения) отделяется от государства в том смысле, что присутствие последнего является здесь минимальным. Его функции сводятся здесь к обеспечению условий для конкуренции.
Религия вытесняется из публично-правовой сферы и становится частным делом. В итоге государство не воспринимается больше как божественное явление.
Общ-во стало нуждаться в правовом государстве, гражданском обществе, действующем в нем. Его характеристика: 1) правовое закрепление границ свободы индивида с целью недопущения ограничения государством его естественных прав; 2) определенную «конструкцию» государства, призванную гарантировать выражение в законе народной воли; 3) способы предотвращения возможной узурпации власти, а также недопущения ее функционирования в случае, если это произошло.
Возникновение термина и эволюция концепции гражданского общества
Впервые близкое понятие - у Аристотеля. Но у него речь идет о политической общности – полисе.
В эпоху абсолютизма - основы нового понимания ГО, приписывается обычно Гегелю.
Гегель: человек выступает как часть какого-либо общественного объединения. 3 типа таких объединений: 1) Семья — естественный союз, основанный на взаимной любви, заботе и помощи. 2) ГО — противоположность семьи, в нем нет единства и взаимной поддержки, это царство частных интересов и взаимного отчуждения. Сплотить разрозненные элементы, синтезируя принципы семьи и ГО (эгоизм, частный интерес), призвано государство, высшая форма нравственности.
В ГО, по Гегелю, входят «система потребностей, отправление правосудия, полиция и корпорации». Под системой потребностей имеются в виду социально-экономические отношения.
ГО у Гегеля не является синонимом всякого общества и не совпадает с современным понятием общества. Включает: правосудие и полиция, которые оберегают частные интересы, прежде всего собственность. ГО - результат исторического развития и возникло лишь в недавнее время.
После Гегеля - Происходит более четкое разграничение этих понятий. Правосудие и полицию относят уже не к гражданскому обществу, а к государству.
Марксисты: ГО как буржуазное, как организацию производства и общественных связей, сферу частных интересов, эгоизма. ГО основано на эксплуатации труда.
Параллельно - традиция, сложившаяся в радикальных и либерально-демократических кругах еще до Великой французской революции. Общество рассматривается как сфера социальной интеграции и определенной автономии. Его особенность — самоорганизация посредством создания общественных организаций и движений, сдерживающих вмешательство бюрократического государства. ГО рассматривается как носитель высших интересов, призванный предъявлять государству свои требования; общество полнее и непосредственнее, чем государство, выражает желания народа.
Современные представления
ГО отделяется от государства по принципу автономии, т. е. определенной самостоятельности. Это сфера, в которой государство призвано обеспечить соблюдение порядка путем введения общих правил и полицейских мероприятий. Но государство не управляет гражданским обществом непосредственно, как своими собственными средствами, ресурсами или аппаратом. Это сфера самодеятельности и инициативы.
Представляется разумным пользоваться категорией «го» в широком смысле, охватывающем экономические отношения, общественные структуры и политические (негосударственные) организации и движения, и в то же время отдавать себе отчет в неоднородности гражданского общества.
Характерные черты современного гражданского общества
1) определенная автономия, самостоятельность по отношению к государству;
2) легальность, упорядоченность, цивилизованностью, обеспечивающей стабильность и уверенность в возможности реализации своих законных интересов;
3) прочные правовые основы;
4) определенные нравственные правила, добропорядочность, терпимость и «определенную политическую этику», признаваемую всеми членами общества, несмотря на то что их взгляды и интересы не совпадают;
5) ГО способно и должно служить общему благу, оно основывается на взаимной солидарности, противоположной необузданному эгоизму и своекорыстию, как индивидуальному, так и групповому, корпоративному или классовому.
Соотношение гражданского общества и государства
Самостоятельность гражданского общества относительна. Государство регулирует посредством законов экономические отношения, общественные и политические движения и организации.
Нормальное соотношение – когда государство и ГО не противодействует, а сотрудничает.
Метки: Философия права