148x32 v1

История возникновения и развития финансовой аренды (лизинга)

Трудность заключается в том, что в литературе высказываются на этот счет различные мнения, связанные с появлением договора лизинга, авторы которых опираются, по существу, на два основных подхода. В отечественной юридической и экономической литературе по-разному оцениваются обстоятельства, связанные с появлением договора лизинга. Во многих работах российских авторов, посвящённых лизингу в  понимании современного гражданского права, в которых раскрывается первый подход, связанный с появлением лизинга как аналога  финансовой  аренды, утверждается, что лизинг имеет тысячелетнюю историю, корни которого уходят к шумерам и другим народам Междуречья.

Лещенко М.И., Газман В.Д., Егорова П.В. и Курило В.В. считают, что раскрытие сущности лизинговой сделки восходит к далеким временам Аристотеля (383 – 322 г. г. до н. э.). Именно ему принадлежит название одного из трактатов в "Риторике": "Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности". Иными  словами, не обязательно для получения дохода иметь в собственности какое-либо имущество, достаточно лишь иметь право пользоваться им и в результате этого получать доход.

Ученные считают, что: "Римскому праву также был известен комплекс имущественных отношений, связанных с владением вещью без права собственности. Эти отношения отражались как в договорном, так и в вещном праве. Император Юстиниан I (483 - 565 г. г.), осуществивший кодификацию римского права, отразил лизинговые отношения в известных Институциях"; что в Венеции в XI веке "существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания они возвращались владельцам, которые вновь сдавали их в аренду"; что в 1248 году была зарегистрирована лизинговая сделка, в соответствии с которой рыцарь Бонфис Манганелла Гаэта арендовал доспехи для участия в Седьмом Крестовом походе, затем он выплачивал за них арендную плату, которая в конечном итоге значительно превысила первоначальную стоимость амуниции

В трудах Газмана В.Д. и Кабатовой Е.В. указано на то, что в начале XIX века в Великобритании в связи с развитием промышленности, увеличением производства различных видов оборудования возросло количество товаров, сдаваемых в лизинг. Особую роль в этом сыграло развитие железнодорожного транспорта и каменноугольной промышленности. Собственники каменноугольных копей вначале покупали вагоны для перевозки угля, однако, вскоре стала очевидной невыгодность и невозможность такого финансирования. Вполне резонно, что небольшие предприятия решили воспользоваться этой ситуацией для выгодного вложения капитала. Они покупали вагоны для угля и сдавали их в аренду (лизинг) железнодорожным компаниям. Появились компании, единственной целью которых был лизинг локомотивов и железнодорожных вагонов.

Однако, из ознакомления с научными трудами видно, что экономисты часто видят лизинг во всех исторических документах, где речь идет об имущественном найме (аренде) и называют лизингом "любой комплекс имущественных отношений, связанных с владением вещью на ином праве, нежели право собственности". Представляется, что такие утверждения основаны на неправильном понимании сущности договора лизинга и его квалифицирующих признаков, выделяющих лизинг в отдельный вид договора аренды.

Второй подход указывается в трудах правоведов и основывается на том факте, что слово "лизинг" (leasing) вошло в широкое употребление в середине XIX в., когда в 1877г. телефонная компания "Белл" приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду, то есть устанавливать оборудование в доме или офисе клиента только на основе арендной платы. Таким образом, одна группа ученых  за точку отсчета истории лизинга принимает этот факт, а вторая – создание в 1952г. первой компании, специализирующейся на лизинговых операциях, в результате чего на Западе лизинг нашел широкое распространение в середине XX в. как юридический институт, призванный регулировать новые формы инвестирования денежных средств в экономику, связанные с использованием такого способа, как приобретение финансовыми организациями по просьбе промышленных фирм машин и оборудования с последующей передачей их этим фирмам в аренду.

В России наиболее подходящие условия для использования лизинга сложились на рубеже 80-90-х годов - в период перехода к рыночным отношениям, необходимости в инвестициях, возможности использования разнообразных договорных форм участниками предпринимательских отношений. Впервые в российском законодательстве термин «лизинг» был обозначен в Указе Президента РФ «О развитии финансово лизинга в инвестиционной деятельности». В дальнейшем было издано Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. №633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности", которым было утверждено Временное положение о лизинге. Дальнейшее нормативное закрепление лизинговые отношения (и, в частности, договорные основы лизинга) получают с вступлением в силу с 1 марта 1996 года второй части ГК РФ.

Таким образом, можно сделать вывод, что лизинг как аренда имущества, то есть предоставления собственником (титульным владельцем) имущества во владение и/или пользование другому лицу существовал с незапамятных времён. А вот финансовая аренда (финансовый лизинг) или лизинг в трактовке российского права зародилась в 50-ых годах прошлого века в США и именно оттуда перешла в страны Старого Света.