yurist 77 logo

Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей, при расторжении трудового договора

К работникам, которым предоставляются гарантии и компенсации при выполнении государственных и общественных обязанностей, относятся:

  • работники, освобожденные от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственные органы, органы местного самоуправления;
  • работники, выбранные в профсоюзные органы без освобождения от исполнения трудовых обязанностей;
  • работники, ставшие членами комиссий по трудовым спорам;
  • работники, освобождаемые от работы в соответствии с действующим законодательством для выполнения государственных и общественных обязанностей.

К работникам, привлекаемым в качестве лиц, исполняющих государственные или общественные обязанности, относятся те работники, которые:

  • выполняют обязанности присяжного заседателя;
  • выполняют обязанности членов уголовно-исполнительной инспекции;
  • вызваны в налоговые органы в качестве эксперта, специалиста, переводчика, свидетеля;
  • вызваны в аналогичном качестве в органы налоговой полиции;
  • участвуют в ликвидации последствий стихийного бедствия, эпидемий, эпизоотий и т.п.;
  • являются уполномоченными профсоюза по охране труда, представителями профсоюза в комиссиях по охране труда;
  • участвуют в съездах, конференциях, созываемых профсоюзами, и др.

Этим лицам, помимо гарантий сохранения места работы, орган, привлекший их к исполнению обязанностей, выплачивает за весь период привлечения к работе компенсацию в размере, установленном в законодательстве либо ином нормативном акте, а также в решении соответствующего общественного объединения.

Статья 172 Трудового кодекса РФ предусматривает гарантии работникам, избранным на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправлении. В соответствии с  Определением Верховного суда РФ от 14.01.2004 N 38-Г03-12  можно сделать вывод, что данные гарантии не являются исчерпывающими:

«Прокурор Тульской области обратился в суд с  требованиями,  признать недействующей ст. 26 Закона Тульской области от 29 декабря 1994 г. N 7-ЗТО "О статусе депутата Тульской областной Думы" в редакции от 10 июля 2002 г., согласно которой депутату областной Думы, работающему на профессиональной постоянной основе, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 36 рабочих дней с выплатой пособия на лечение в размере двойного ежемесячного денежного вознаграждения. Утверждает, что данная норма противоречит ст. ст. 115 и 120 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающим, что ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительность 28 дней и исчисляется только в календарных днях.

Статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи предоставления гарантий и компенсаций работникам, в числе которых установлен случай предоставления гарантий работникам при исполнении государственных или общественных обязанностей, перечень которых не является исчерпывающим, может быть расширен, в том числе федеральными законами. Статьей 172 Трудового кодекса РФ предусмотрены гарантии работникам, избранным на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, указано, что гарантии таким лицам устанавливаются законами, регулирующими статус и порядок их деятельности.

Суд сделал правильный вывод о том, что продолжительность отпуска депутатов областной Думы и порядок его исчисления относятся к гарантиям работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, при этом установление более высокого уровня трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации допустимо с учетом правил ст. 6 ч. 2 Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации указал на необходимость обеспечения равенства всего депутатского корпуса в законотворческом процессе, но не в объеме гарантий, устанавливаемых на основании трудового законодательства за счет средств работодателя (ст. 165 Трудового кодекса Российской Федерации). Равенства в этом вопросе различных частей депутатского корпуса федеральный закон не устанавливает, в том числе, вводя аналогичные гарантии, например в Федеральном законе "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Так же, в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм. и доп. от 27 декабря 2009 г.) члену избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов, референдума от основной работы, сохраняется средний заработок по месту основной работы. Дополнительная оплата труда ему может производиться за счет средств, выделенных на проведение выборов, референдума, в размерах и порядке, установленных избирательной комиссией, комиссией референдума, на которую возложено руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума по подготовке и проведению соответствующих выборов, референдума.

В некоторых случаях государственные или общественные обязанности, налагаемые на этих лиц, могут исполняться именно в рабочее время. Пример - функции присяжного заседателя. Причем работодатели должны беспрепятственно отпускать своих работников в то время, в которое им необходимо выполнить возложенные на них функции. При этом ни продолжительность выполнения государственных или общественных обязанностей, ни их частота, ни их периодичность и иное в данном случае не имеют значения, так как причина отсутствия работника на работе не зависит от его воли.

Гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы и комиссии по трудовым спорам. ТК РФ устанавливается право членов выборных профсоюзных органов, не освобожденных от основной работы, участвовать в качестве делегатов конференций и съездов, созываемых профессиональными союзами, а также в работе их выборных органов. Условия такого участия и порядок его оплаты определяются коллективным договором или соглашением.

На основании ч. 2 ст. 171 ТК РФ члены КТС освобождаются от работы для участия в ее работе с сохранением за ними среднего заработка. В качестве гарантий в этом случае выступают:

  • освобождение работника-члена КТС от работы на период ее заседаний и их подготовки;
  • сохранение за членами КТС рабочего места (должности) и прежних условий труда на время выполнения обязанностей члена КТС;
  • сохранение за членами КТС среднего заработка за время участия в работе комиссии.

В соответствии с ч. 3 ст. 171 ТК РФ увольнение работников, являющихся членами КТС, производится с применением ст. 373 ТК РФ, которая предусматривает порядок учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа при увольнении работников, являющихся членами профсоюза, по п. 2 ст. 81 ТК РФ по сокращению численности или штата работников организации, по пп. "б" п. 3 ст. 81 ТК РФ в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, по п. 5 ст. 81 ТК РФ по причине неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание. Аналогичные гарантии установлены работникам, избранным в профсоюзные органы.

В ОАО «Плава»  эффективно работает профсоюзный орган, 100% работников находятся в профсоюзе. Права профсоюзного комитета и гарантии его деятельности определяются законодательством Российской Федерации, Законом РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Уставом Российского профсоюза работников атомной энергии и промышленности, коллективными договорами и соглашениями.

Установление для работников, входящих в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов организации и не освобожденных от основной работы, определенных дополнительных гарантий в трудовых отношениях - и прежде всего механизма эффективного контроля за правомерностью действий работодателя при их увольнении - обусловлено тем обстоятельством, что свободное осуществление такими лицами трудовой деятельности может быть затруднено в силу необходимости сочетания работы с выполнением иных функций, причем весьма значимых для государства и общества, а именно функций по защите интересов работников и по их представительству в системе социального партнерства.

В этой связи подчеркнем, что осуществление указанных функций базируется на важнейших конституционных положениях. Так, согласно части 1 статьи 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; свобода деятельности общественных объединений гарантируется. При этом, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ, из названной конституционной нормы вытекает обязанность государства обеспечивать свободу деятельности профсоюзов в целях надлежащего представительства и защиты социально-трудовых прав граждан, связанных общими профессиональными интересами.

Вместе с тем для руководителей (заместителей) выборных профсоюзных коллективных органов ст. 374 ТК РФ установлена повышенная правовая защита при решении вопроса о расторжении с ними трудового договора, направленная на государственную защиту от вмешательства работодателя в осуществление профсоюзной деятельности, которая заключается в том, что увольнение в соответствии с п. п. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ по инициативе работодателя руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

Из содержания приведенной нормы следует, что без реализации установленной специальной процедуры, а именно получения согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа, расторжение трудового договора с перечисленной категорией профсоюзных работников невозможно.

Согласно разъяснениям, данным в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 (в редакции Постановления Пленума от 28 декабря 2006 г.) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", в случае несоблюдения работодателем требований закона о предварительном (до издания приказа) получении согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа на расторжение трудового договора либо об обращении в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации за получением мотивированного мнения профсоюзного органа о возможном расторжении трудового договора с работником, когда это является обязательным, увольнение работника является незаконным и он подлежит восстановлению на работе.

Из материалов дела следует, что 10 ноября 2006 г. работодатель (ОАО) обратился к председателю областного комитета профсоюза, который является вышестоящим органом по отношению к профсоюзу ОАО, с просьбой о даче мотивированного согласия на расторжение трудового договора с заместителем председателя профсоюзного комитета по социальным вопросам Г. Письмом председателя обкома профсоюза от 21 ноября 2006 г. ОАО отказано в согласии на расторжение трудового договора с истицей. Несмотря на отказ, трудовой договор расторгнут и истица уволена.

Таким образом, работодателем не соблюден предусмотренный вышеназванной нормой права порядок увольнения Г. в части гарантий, предоставляемых работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы.

С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала ссылку суда на то, что отказ вышестоящего выборного профсоюзного органа в даче согласия на увольнение истицы не содержит указаний на дискриминационный характер увольнения, несостоятельной, а решение суда об отказе в удовлетворении требований Г. о восстановлении на работе незаконным.

Очевидно, что закрепление в законодательстве в отношении названных работников повышенных по сравнению с иными работниками мер социальной защиты имеет весьма существенное значение для реализации права на создание профсоюзов как самостоятельных и независимых объединений трудящихся - одного из основных прав в демократическом правовом государстве.

В гл. 27 ТК РФ для работников предусмотрены следующие гарантии и компенсации, связанные с расторжением трудового договора:

  • выходные пособия. Выходное пособие - это единовременная денежная выплата лицам, уволенным с работы не по их вине. Размеры пособия зависят от возраста увольняемого, его трудового стажа и ставки заработной платы;
  • преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников организации;
  • гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации;
  • гарантии руководителю организации, его заместителям и главному бухгалтеру при расторжении трудового договора в связи со сменой собственника организации.

При увольнении работников по отдельным основаниям законодательство предусматривает выплату им выходного пособия. В соответствии с ч. 1 ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения, но при этом в данный срок входит время, за которое выплачено месячное выходное пособие. На основании ч. 2 ст. 178 ТК РФ за указанными работниками сохраняется средний заработок и за третий месяц со дня увольнения по решению соответствующего органа службы занятости, но за счет средств работодателя, если работник в двухнедельный срок со дня увольнения обратился в данный орган службы занятости, но не был им трудоустроен. В данном случае в качестве гарантий выступают:

  • сохранение за работником среднего заработка на установленный законодательством период, прошедший после увольнения;
  • cохранение страхового стажа за период, за который выплачена средняя заработная плата уволенному лицу;
  • сохранение за работником преимущественного права на трудоустройство при сокращении численности или штата работников организации в течение всего периода сохранения за ним заработка на период трудоустройства, так как в указанный период за работодателем не только сохраняется обязанность по сохранению за работником среднего заработка, но и по принятию мер по трудоустройству уволенного.
  • в связи с несоответствием занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы (пп. "а" п. 3 ст. 81 ТК РФ);
  • в связи с призывом работника на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (п. 1 ст. 83 ТК РФ);
  • в связи с восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу (п. 2 ст. 83 ТК РФ);
  • в связи с отказом работника от перевода в связи с переездом работодателя в другую местность (п. 9 ст. 77 ТК РФ).

В данном случае в качестве гарантий выступают:

  • сохранение за работником в течение двух недель со дня увольнения среднего месячного заработка;
  • сохранение за работником в течение двух недель со дня увольнения страхового стажа в связи с выплатой за этот период среднего месячного заработка;
  • сохранение за работником права в течение двух недель со дня увольнения на трудоустройство у того же работодателя при наличии соответствующих вакансий и устранения препятствий для выполнения работы.

В коллективном договоре ОАО «Плава» закреплены следующие положения, по поводу высвобождения работников:

«4.2. В случае предстоящих увольнений работников завода по причине сокращения штата, в связи со спадом производства,  предупреждать сокращаемых работников за 2 месяца.

4.3. При отсутствии возможности предоставить уволенным  работникам рабочие  места или при нежелании работников воспользоваться ими, выплачивать выходное пособие в размере месячного заработка в соответствии со статьёй 178 ТК РФ.

4.4. При повышении заработной платы на предприятии, работникам предупрежденным за 2 месяца об их увольнении, в течение этих месяцев производить повышение заработной платы наравне с работниками соответствующих категорий.»

Статья 261 ТК РФ предусматривает, что расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности. Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности (ч. 2 ст. 261 ТК РФ).

Расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими этих детей без матери, также по инициативе работодателя не допускается (п. 4 ст. 261 ТК РФ).

Гарантии работникам, уволенным при сокращении численности или штата работников

При сокращении численности или штата работников организации преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией (ст. 179 ТК РФ).

Квалификация работника доказывается документами об образовании, повышении квалификации, профессиональной переподготовке.

При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе также отдается:

  • семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию).
  • лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;
  • работникам, получившим в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание. Трудовым увечьем считается травма, полученная при любых обстоятельствах по пути на работу или с работы;
  • инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества;
  • работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы;
  • гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, а также инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы на основании ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с посл. изм. и доп. от 24 июля 2009 г.);
  • супругам и одиноким матерям военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы (это право предусмотрено для них ст. 10 и 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изм. и доп. от 25 декабря 2009 г.)).

Коллективным договором могут предусматриваться и другие категории работников организации, которые пользуются преимуществом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения.

Трудовой кодекс РФ допускает увольнение работников по п. 2 ст. 81 ТК РФ и без предупреждения об увольнении за два месяца. Для этого необходимо, во-первых, получить письменное согласие работника и, во-вторых, выплатить работнику дополнительную компенсацию (помимо компенсаций, предусмотренных ст. 178 ТК РФ) в размере двухмесячного среднего заработка (часть третья ст. 180 ТК РФ).

Сокращаемому работнику работодатель обязан предложить другую имеющуюся работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника (ст. 180 ТК РФ). И только в том случае, если работник откажется от такой работы (должности), увольнение по п. 2 ст. 81 ТК РФ может быть признано законным.

Как следует из формулировки части первой ст. 180 ТК РФ, работодатель обязан предложить сокращаемому работнику все вакантные должности или любую имеющуюся в организации работу, которые соответствуют квалификации работника.

Поэтому если работодатель предложил работнику не все имеющиеся в организации вакантные должности, которые соответствуют его квалификации, то увольнение по сокращению численности (штата) является незаконным; уволенный работник может быть восстановлен на работе судом.

Гарантии и компенсации при ликвидации организации

Ликвидация организации - это прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей к другим лицам. Основанием увольнения работников по п. 1 ст. 81 ТК РФ является принятое решение о прекращении юридического лица.

Ликвидация юридического лица осуществляется в порядке, установленном статьями 63 - 65 Гражданского кодекса РФ.

После принятия соответствующим органом решения о ликвидации юридического лица или судом решения о признании должника банкротом работники организации должны быть персонально и под расписку предупреждены за два месяца о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации (ст. 180 ТК РФ).

Очевидно, что если при сокращении численности (штата) работников трудовые договоры расторгаются не со всеми работниками организации, то при ликвидации организации прекращаются трудовые отношения этой организации со всеми ее работниками.

При увольнении по п. 1 ст. 81 ТК РФ работнику выплачивается выходное пособие.

Днем увольнения работника считается день прекращения трудового договора, а не день фактической ликвидации организации. Действительно, ни в п. 1 ст. 81, ни в ст. 180 ТК РФ нет указаний на то, что трудовые договоры с работниками в случае ликвидации организации должны прекратиться именно в момент фактической ликвидации организации.

Достаточным основанием для расторжения трудовых договоров является принятие решения о ликвидации. Процесс же увольнения работников может продолжаться некоторое время. Невозможность продолжения трудовых отношений сама по себе не означает, что дата увольнения работника устанавливается со времени прекращения деятельности организации.

Статьей 181 ТК РФ предусмотрена гарантия руководителю организации, его заместителям и главному бухгалтеру при расторжении с ними трудового договора в связи со сменой собственника имущества организации.

Смена собственника имущества организации - основание расторжения трудового договора с указанными лицами по п. 4 ст. 81 ТК РФ.

Не может быть уволен по п. 4 ст. 81 ТК РФ руководитель филиала или представительства организации и его заместитель.

Увольнение по п. 4 ст. 81 ТК РФ возможно лишь в случае смены собственника имущества организации в целом. Изменение подведомственности или подчиненности организации не является основанием для расторжения трудового договора.

В соответствии с Постановлением Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (с изм. и доп. от 28 декабря 2006 г.): «под сменой собственника имущества организации следует понимать переход (передачу) права собственности на имущество организации от одного лица к другому лицу или другим лицам» (п. 32 Постановления). Смена собственника имущества организации происходит, например, в результате приватизации государственного или муниципального имущества в собственность физических или юридических лиц, при передаче федерального государственного унитарного предприятия в собственность субъекта РФ и др.

Поскольку собственником имущества, созданного за счет вкладов учредителей (участников) хозяйственных товариществ и обществ, а также произведенного и приобретенного хозяйственными товариществами или обществами в процессе их деятельности, является общество или товарищество, а участники имеют лишь обязательственные права в отношении таких юридических лиц, изменение состава участников (акционеров) не может служить основанием для прекращения трудового договора по п. 4 ст. 81 ТК РФ.

Если руководитель организации, его заместитель и главный бухгалтер уволены по п. 4 ст. 81 ТК РФ, то им должна быть выплачена компенсация в размере не ниже трех средних месячных заработков (ст. 181 ТК РФ). Об исчислении среднего заработка.

«Денежная выплата, установленная ст. 181 ТК РФ, хотя и называется компенсационной, не самом деле является гарантийной выплатой, аналогичной выходному пособию для других категорий работников.

Конкретный размер компенсационной суммы (если она выше трех средних месячных заработков) определяется новым собственником имущества организации. Эта сумма может быть увеличена и на основании соглашения сторон».

Новый собственник вправе расторгнуть трудовой договор с этими должностными лицами не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности.

При увольнении работников необходимо сказать о не правовом поведении, как работников, так и работодателей. В соответствии сП. 27 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ "при рассмотрении дел о восстановлении на работе следует иметь в виду, что при реализации гарантий, предоставляемых Кодексом работникам в случае расторжения с ними трудового договора, должен соблюдаться общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, в том числе и со стороны самих работников. В частности, недопустимо сокрытие работником временной нетрудоспособности на время его увольнения с работы либо того обстоятельства, что он является членом профессионального союза или руководителем (его заместителем) выборного профсоюзного коллегиального органа организации, ее структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденным от основной работы, когда решение вопроса об увольнении должно производиться с соблюдением процедуры учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа организации либо соответственно с предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа. При установлении судом факта злоупотребления работником правом суд может отказать в удовлетворении его иска о восстановлении на работе (изменив при этом по просьбе работника, уволенного в период временной нетрудоспособности, дату увольнения), поскольку в указанном случае работодатель не должен отвечать за неблагоприятные последствия, наступившие вследствие недобросовестных действий со стороны работника".  Только не нужно забывать: право - равная мера для всех (в том числе не только для работников, но и для работодателей). Поэтому все то, что было справедливо сказано в отношении работника, в полной мере можно (и нужно) отнести и по отношению к работодателю. Следовательно, можно сделать вывод: в равной степени запрещено злоупотребление правом как работником, так и работодателям.»



+7 (968) 478 11 45

  • Юридические услуги;
  • Запись к юристу/адвокату;
  • Бесплатная юридическая консультация по телефону;
  • Прочие юридические вопросы.

Напишите нам: admin@yurist-77.ru

Чтобы получить бесплатную юридическую консультацию или задать интересующий Вас вопрос — напишите нам на вышеуказанный адрес электронной почты. В письме не забудьте указать номер телефона.

Юрист-77.ру

  • Юридические услуги;
  • Бесплатная юридическая консультация;
  • Москва и область;
  • Юридические статьи.