Электронная цифровая подпись: виды, порядок получения, преимущества и недостатки
Именно благодаря своим возможностям электронная цифровая подпись приобретает всё большую популярность среди россиян. В этой связи актуальным представляется вопрос получения такой подписи. Статья расскажет, для чего она нужна и как стать владельцем ЭЦП.
Классификация электронных подписей
Начнём с определения. Итак, ЭЦП представляет собой цифровой аналог личной подписи физического лица, наделённый определённой юридической силой, но имеющий ограничения в части применения. В зависимости от того, где владелец подписи намеревается её использовать, различают:
- Простую ЭЦП, сформированную посредством кодов и паролей. Данный вид подписи имеет ограниченную сферу применения и подходит для использования при общении с государственными и муниципальными органами, например, когда необходимо направить запрос или подать заявление на предоставление некоторых услуг.
- Усиленную неквалифицированную ЭЦП, предполагающую формирование подписи с использованием криптографических средств. Этот вид наделён большей силой и подтверждает не только факт постановки подписи на документ, но и её неизменность. Используется для заверения документов, не требующих наличия печати, например, для подписания отдельных видов договоров, бухгалтерской отчётности или налоговой декларации.
- Усиленную квалифицированную ЭЦП, создаваемую так же, как и неквалифицированную, но исключительно аккредитованным удостоверяющим центром. Данный вид подписи можно использовать без ограничений, так как она наделена такой же юридической силой, что и собственноручная подпись лица.
Как получить электронную цифровую подпись?
Порядок получения будет отличаться в зависимости от того, какая подпись и для каких целей нужна гражданину.
Простая ЭЦП
Если это простая подпись, сформировать её можно одним из следующих способов.
1. Создать при помощи Microsoft Office
В данном случае необходимо создать документ, перейти в раздел меню «Файл» и выбрать соответствующую вкладку. При первоначальном формировании появится запрос на поиск и установку программного обеспечения от партнёров Microsoft. Предпочтительным будет русскоязычное приложение под называнием «Карма», которое создаст и установит ЭЦП в операционную систему пользователя. После установки последнему требуется лишь сохранить файл.
2. Сформировать, используя приложение КриптоПро CSP
3. Записать на USB-токен
При выборе этого способа необходимо обратиться в удостоверяющий центр, где сертификат запишут на usb-носитель.
Усиленная неквалифицированная ЭЦП
Усиленную неквалифицированную ЭЦП можно оформить, если обратиться в удостоверяющий центр, либо создать самостоятельно, используя знания и помощь опытного программиста. Такая подпись обычно записывается на usb-носителе, а иногда её создает та программа, в которой работает владелец ЭЦП.
Усиленная квалифицированная подпись
Усиленную квалифицированную подпись можно получить исключительно в аккредитованном Минкомсвязи удостоверяющем центре. Обусловлено это тем, что при её создании используются специальные криптографические средства защиты, сертифицированные ФСБ. Перечень аккредитованных центров размещён на официальном сайте министерства с указанием местоположения и полных адресов.
Что понадобится для создания ЭЦП?
Обязательным для всех видов ЭЦП атрибутом является usb-носитель, на который записывается цифровой ключ. Исключение составляют лишь отдельные виды простой электронной подписи. Кроме того, для работы с подписью в будущем пользователю может потребоваться специальное программное обеспечение.
Что касается получения подписи у аккредитованного удостоверяющего центра, то заявителю придется предоставить некоторые сведения из категории персональных данных.
Для этого понадобятся:
- Паспорт.
- СНИЛС и ИНН.
- ОГРН, если заявитель является индивидуальным предпринимателем.
- Доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, действующего в интересах юридического лица.
Стоимость услуги по созданию квалифицированной либо неквалифицированной ЭЦП будет варьироваться в зависимости от внутреннего регламента, действующего в конкретном удостоверяющем центре, а также от сферы применения подписи.
Важно также отметить, что полученная таким образом ЭЦП имеет ограниченный период действия. Как правило, подпись можно использовать в течение года, но даже при истечении установленного периода подписанные ранее документы сохраняют юридическую силу.
Преимущества и недостатки электронных подписей
Как и предыдущие, этот вопрос следует рассматривать отдельно по каждому виду подписи. Начнём с простой. Единственное преимущество заключается в том, что её можно создать самостоятельно без материальных затрат. Недостатком является ограниченная сфера применения такой подписи, которую по большей части можно применять:
- для авторизации на интернет-ресурсах;
- с целью заверения электронных документов;
- как ключ доступа к запароленным базам данных или отдельным файлам.
Неквалифицированная ЭЦП благодаря более широкой сфере применения идеально подойдет для физических лиц, а вот для юридических лиц и предпринимателей эта подпись выгодна в случаях, когда у организации или ИП достаточно внушительный документооборот. Из недостатков можно отметить необходимость несения затрат, связанных с созданием такой подписи. Даже если это сделает программист, не являющийся сотрудником удостоверяющего центра, его услуги придется оплатить.
Усиленная квалифицированная ЭЦП – самый дорогостоящий и одновременно выгодный вариант. Такая подпись подойдет как физическому лицу, так и лицу, занимающемуся предпринимательской деятельностью. Применять её можно везде, не опасаясь подлога или отказа в предоставлении тех или иных услуг. Имея квалифицированную электронную подпись, можно без проблем:
- в дистанционном режиме подавать любые документы в государственные органы, например, в ФНС, Росреестр или ПФР.
- участвовать в государственных или коммерческих торгах;
- удалённо работать с налоговой службой и Пенсионным фондом, что особенно актуально для юридических лиц и предпринимателей. Причем удалённо можно даже перерегистрировать онлайн-кассу.
И всего один, но существенный недостаток. Владельцу такой ЭЦП придётся нести затраты. Первый раз, когда он обратиться за получением подписи и в будущем, когда придётся ежегодно оплачивать сертификат.