yurist 77 logo

Анализ деятельности служб занятости по трудоустройству безработных граждан

Исходя из ключевых проблем рынка труда региональные Центры занятости работают в следующих направлениях:

  • содействие трудоустройству безработных граждан и незанятого населения, в том числе особенно нуждающихся в социальной поддержке;
  • реализация специальных программ по обеспечению занятости неконкурентоспособных на рынке труда групп населения;
  • развитие конкурентных качеств рабочей силы путем профессионального обучения и переобучения востребованным специальностям, а также оказание профориентационных услуг;
  • совершенствование информационного обеспечения населения и работодателей о ситуации и изменениях на региональном рынке труда, о вакансиях и предложении рабочей силы;
  • организация эффективного взаимодействия органов службы занятости с работодателями в целях оперативного обеспечения их рабочей силой путем внедрения широкого спектра услуг;
  • повышение эффективности предоставляемых службой занятости услуг и активных мер на рынке труда;
  • оказание материальной поддержки безработным гражданам, зарегистрированным в органах службы занятости, в период поиска работы или доходного занятия.

Как показывает практика, основную массу неработающего населения и обращающегося в службу занятости составляют две группы безработных.

Первая – это длительно не работающие граждане, выпускники учебных заведений, ранее не работавшие и не имеющие специальности.

Вторая – это квалифицированные и неквалифицированные рабочие кадры, высвобожденные из предприятий и организаций.

Нехватка работы для сельского жителя, поскольку расформированы многие совхозы, некоторые из них реорганизованы в сельскохозяйственные производственные кооперативы, где уровень заработной платы не соответствует объемам и условиям труда, высвобождение работников в связи с сокращением или даже ликвидацией бюджетных организаций и предприятий – все это проводит к тому, что значительная часть населения вынуждена обращаться в службу занятости. В основном, это граждане, длительно не имеющие работу или выпускники школ, в лучшем случае ПТУ и ВУЗов, которые ранее не работали и впервые ищут работу.

Гражданам такой категории согласно ст. 34 Закона о занятости, пособие назначается в первом (6-месячном периоде) – в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенного на размер районного коэффициента. Во втором (6-месячном) периоде – в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента. При этом общий период выплаты пособия для них не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Самое большое количество высвобождений в настоящее время в условиях кризисной ситуации в стране производится в организациях и предприятиях производственного профиля, и ряд квалифицированных специалистов остаются без подходящей работы. Ведь уровень заработной платы, которую они получали по прежнему месту работы, вероятно, был выше по сравнению со средним уровнем зарплат по региону.

В службе занятости предложить таким безработным подходящую по финансовым условиям работу практически нет возможности. Многие дожидаются окончания выплат тех компенсаций, которые гарантируются гражданам при высвобождении. То есть в течение всего шестимесячного периода сохранения за ними заработной платы они постоянно проходят перерегистрацию в центре занятости, получая справки за 4, 5 и 6 месяцы, в течение которых не нашли работу. После этого многим назначается пособие по безработице согласно ст. 33 Закона о занятости,  имевшим оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня  в первом (12 месячном) периоде: в первые 3 месяца – 75% их среднемесячного заработка, в следующие 4 месяца – 60%; в дальнейшем – в размере 45%, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, максимальный размер которой на сегодняшний день составляет 4.900 руб. (при прожиточном минимуме 4.646 руб.).

Такая ситуация в стране может показаться вполне благополучной, однако по усредненным показателям в пересчете на рубли соотношение пособий по безработице и прожиточного минимума в развитых иностранных государствах несколько иное. Так, например, в США пособие по безработице составляет 9.540 руб. (плюс талоны на питание и социальное жилье) при прожиточном минимуме 27.000 руб. В Японии соответственно 60.000 и 23.000 руб.; Швейцарии – 120.000 и 31.000 руб.; Германии – 100.000 и 32.000 руб.; Финляндии – 23.000 (плюс 4.300 на ребенка) и 17.000 руб.; Австрии – 49.000 (плюс 10.000 на ребенка) и 33.000 руб. Поэтому, для хотя бы частичного приближения к мировым и европейским стандартам социального обеспечения, необходимо, как представляется, выработать правовой механизм индексации пособия по безработице с учетом инфляции, кризиса и других негативных социально-экономических и политических процессов.

Нельзя не сказать, что безработные, высвобожденные и обратившиеся в службу занятости, достигшие предпенсионного возраста, имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон о трудовых пенсиях). По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства этим безработным с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости. В случае, если гражданин нашел работу или занят иной деятельностью, которая предусмотрена в ст. 10 Закона о трудовых пенсиях выплата пенсии, установленной безработным гражданам, прекращается, а после прекращения указанной работы или деятельности выплата этой пенсии восстанавливается в соответствии с п.п. 2 п. 2 и п. 4 ст. 22 указанного Закона.

Рассматривая работу отдельно взятой службы занятости, хотелось бы остановиться на одном из случаев в ее практике, как примера применения Закона о занятости в отношении реализации прав граждан.

Как правило, возникающие между гражданином и органами службы занятости спорные вопросы и конфликты разрешаются, в основном, в рабочем порядке путем разъяснений отдельных спорных пунктов Закона о занятости, выдаче письменных ответов и справок по возникающим вопросам. Тем не менее, в начале прошлого года произошел инцидент с одной из безработных граждан, состоящих на учете в Центре занятости.

Так, 01 февраля 2008 г. гражданка Прокофьева Л.А. обратилась в Центр занятости как ищущая работу после увольнения из образовательного учреждения на основании п. 5 ст. 81 ТК за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей. Работала более 20 лет, преподавателем.

Согласно ст. 3, 30, 31, 32, 33, и 34 Закона о занятости с 01 февраля 2008 г. заявительница была признана безработной с назначением пособия в размере минимальной величины. Хотя на основании п. 3 ст. 35 Закона о занятости, при увольнении по неуважительным причинам назначение пособия по безработице может быть приостановлено до 3-х месяцев. Все это было разъяснено безработной Прокофьевой Л.А. Однако, учитывая ее положение, на основании ее личного заявления о не приостановке пособия в связи с трудным материальным и социальным положением, Центр занятости населения вынес решение не приостанавливать пособие и назначить его с первого дня постановки на учет, с чем заявительница согласилась.

Работы, подходящей ей по квалификации и специальности на тот момент не было, хотя на перерегистрацию она являлась, и пособие ей было выплачивалось до 31 июля 2008 г., т.е. полностью весь первый 6-месячный период безработицы. По окончании выплаты был вынесен приказ об окончании установленного срока получения пособия по безработице в связи с окончанием срока выплаты пособия, с которым она была ознакомлена и расписалась в выписке.

Начиная с середины августа 2008 г. Прокофьева перестала являться на перерегистрацию или являлась, но нарушая сроки и условия перерегистрации. Вследствие этого, с 01.01.09 г. она была снята с учета в связи с длительной неявкой в органы службы занятости. Поскольку ознакомить с выпиской приказа лично не было возможности, было выслано уведомление о снятии с учета почтой на домашний адрес безработной.

Через некоторое время, в феврале 2009 г. Прокофьева Л.А. обращается в Обнинский городской суд с иском о признании неправомерным действий должностных лиц, изменении сроков и размера выплаты пособия, в котором указывает на то, что размеры и сроки пособия ей были установлены неправомерно, причину окончания выплаты пособия ей не объяснили и что со стороны должностных лиц допущено грубое к ней обращение.

В своем иске она просила признать действия Центра занятости неправомерными и в соответствии со ст. 11 Закона о занятости отменить приказ о прекращении выплаты пособия с 31.07.08 г., а также приказ о снятии с учета с 01.01.09 г. Также истица просила изменить статус безработного, начиная с 01.02.08 г. (по основанию увольнения с последнего места работы от 01.07.07 г. – по истечению срока договора на основании ст. 79 ТК. Этот приказ был прежде отменен и увольнение производилось по п. 5 ст. 81 ТК).

Но поскольку гр-ка Прокофьева Л.А. подала иск о неправомерном увольнении ее с работы на учреждение, в котором она прежде работала, и суд вынес постановление об отмене последнего приказа и обязал учреждение восстановить ее на прежней работе. Однако данное постановление суд вынес позже, уже после того как истица была зарегистрирована в Центре занятости и получила пособие по безработице.

Сразу же в суд был направлен отзыв Центра занятости по существу заявления Прокофьевой, в котором даются опровержения на ее обвинения в неправомерном назначении статуса безработного и размерах пособия. Последняя запись в трудовой книжке, на основании которой служба занятости выносила решение о признании назначении пособия, составлена в соответствии с датой увольнения. И изменения, внесенные позже даты увольнения и по иным основаниям  (ст. 79 ТК) – истечение трудового договора, в то время не могли действовать. Тут нет нарушений со стороны Центра занятости. И причина снятия тоже была правомерна, поскольку согласно ст. 35 п. 2 Закона о занятости, в которой говорится, что длительная неявка (более месяца) является причиной для снятия с учета безработного. 

Тем не менее, суд вынес решение о признании действий директора Центра занятости в части снятия с учета и прекращения выплаты пособия с длительной неявкой неправомерными.

В ответ на такое решение суда Центр занятости подал кассационную жалобу в судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда, которая определила решение Обнинского городского суда отменить и направить на новое рассмотрение в тот же суд.

В судебном заседании Прокофьева Л.А. отозвала требование об отмене приказов об отмене выплаты пособия, о снятии с учета, об изменении статуса безработного, размера назначенного пособия по безработице, оставив заявление о нарушении Центром занятости ее прав на получение достоверной информации. Изучив материалы дела, суд вынес решение об отказе в удовлетворении заявления гр-ки Прокофьевой Л.А. о признании действий работников государственного учреждения «Центр занятости населения г. Обнинска» неправомерными, выразившимися в нарушении ее прав в получении достоверной информации.

В этой связи можно сделать вывод о том, что незнание и непонимание гражданами закона, а подчас не только ими, но и юристами, а также лицами,  работающими в органах юстиции, поверхностное изучение обстоятельств дела, может привести к возникновению конфликтов между сторонами.

В заключении хотелось бы отметить, что во избежание подобных инцидентов, специалисты служб занятости должны стараться более подробно и обстоятельно разъяснять права и обязанности гражданам, обращающимся в центры занятости и претендующим на признание их безработными. 



+7 (968) 478 11 45

  • Юридические услуги;
  • Запись к юристу/адвокату;
  • Бесплатная юридическая консультация по телефону;
  • Прочие юридические вопросы.

Напишите нам: admin@yurist-77.ru

Чтобы получить бесплатную юридическую консультацию или задать интересующий Вас вопрос — напишите нам на вышеуказанный адрес электронной почты. В письме не забудьте указать номер телефона.

Юрист-77.ру

  • Юридические услуги;
  • Бесплатная юридическая консультация;
  • Москва и область;
  • Юридические статьи.